Ученик Школы русской драмы 1918–1919 (класс Ю.М. Юрьева), участвовал в сп. «Маскарад». Был призван в армию. Учился в Университете и работал в театре Народного дома. В 1922 был актером-сотрудником АТ. Тогда же начал преподавательскую деятельность в Школе Актерского Мастерства. В середине 1920-х входил в труппу БДТ. Исполнял небольшие роли — такие, как Зюссерлих («Учитель Бубус»). С 1934 по 1935 режиссер Ленинградского театра Красной Армии; участвовал в постановке спектаклей Л.С. Вивьена «Бойцы» (1934), «Я вас люблю» (1935), «Господа офицеры» (1935). С 1935 по 1936 работал в Ленинградском театре п/р Вивьена; автор инсценировки романа «Чапаев» (совм. с М.К. Екатерининским, 1935).
В АТ Петровых с 1938 по 1943 последовательно занимал должности режиссера-педагога, организатора педагогической работы по повышению квалификации актеров, режиссера труппы. С 1943 по 1947 заведовал учебной художественной частью Студии при АТ. Последние 2 сезона вновь состоял режиссером. Поставил сп.: «В степях Украины» (совм. с Вивьеном, 1941), «Князь Мстислав Удалой» (с Вивьеном, 1942), «Нашествие» (с Вивьеном, 1943), «Осенняя скука» (1946), «Глубокая разведка» (1948). Был со-режиссером возобновления мейерхольдовского «Маскарада» (1938) и «Маскарада» в ред. Ю.М. Юрьева (1942), сп. Вивьена (1940), «Макбет» (1940), «Дядя Ваня» (1946), «Жизнь в цвету» (1947), (1948), «Жизнь в цвету» (2-я ред., 1949).
О спектакле «Нашествие», показанном в Новосибирске, где АТ находился в эвакуации, рецензент писал: зрители «забыли о театре, о сцене… видели только гнев, горе и радость прекрасного русского человека. …Спектакль напоминает зрителю-новосибирцу о страданиях наших братьев, которые испытали всю тяжесть иноземного нашествия» (Сов. Сибирь. 1943. 25 июня. — Э. Буранова).
О «Дяде Ване» писали: «Постановщик Л. Вивьен и режиссер Б. Петровых… создали спектакль большой художественной правды и взволнованности, показав себя мастерами тонких деталей и выразительных сценических мизансцен» (ЛГ. 1946. 20 апр. С. 4. — Н. Калитин). Внимание зрителей «Жизни в цвету», по мнению С.Л. Цимбала, «привлекли два центральных образа, столь значительных, что их с полным основанием можно считать… этапными для всего нашего актерского искусства». Сложные, непредсказуемые герои в 1940-е были редкостью для русской сцены. Мичурин Н.К. Черкасова во время своих «философско-публицистических монологов» преображался: «переставал казаться резким и нелюдимым стариком и становился человеком, озаренным чудесной душевной красотой, ясностью мысли и первозданной силой чувства». Терентий Ю.В. Толубеева, жертвенно отдававший себя своему другу и научному руководителю, «очень быстро разгадывается нами, как свой, близкий, родной человек, которого можно и нужно понять и которому многое можно простить», — свидетельствовал Цимбал. И тем неожиданнее было решение этого человека высказать Мичурину накопившееся за годы одиночества, прожитые рядом с целеустремленным ученым. Оказывалось, что Терентию присущ «вовсе не юмор, который принято отождествлять с простоватостью и добродушием». «Ум его — ехидный, зачастую злой и беспокойный. С великолепной силой и неподдельным душевным волнением сыграл Толубеев сцену „бунта“ Терентия» (Звезда. 1948. № 9. С. 169, 170).
Одновременно с работой в АТ и после ухода из него Петровых вел пед. работу — преподавал в Ленинградском государственном театральном институте. Был доцентом кафедры драматического искусства, ассистентом Вивьена в актерских и режиссерских классах (выпуски 1940, 1949, 1953 и 1954) и старшего преподавателя Н.Е. Серебрякова в актерском классе (выпуск 1946). Вел режиссерские классы (выпуски 1946 и 1952, совм. с Е.Г. Гаккелем) и актерские классы (выпуски 1954, совм. с В.В. Андрушкевичем; 1956 и 1959).
Соч.: «Я вас люблю» // Красная газ., веч. вып. 1935. 16 янв.; Первая встреча с будущим актером // Заметки о театре. Л.; М., 1960. С. 80– 88; Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог. Л., 1988. С. 195–205.
Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Березарк И. На спектаклях театра Красной Армии // РиТ. 1935. № 4. С. 14–15; Рахманов Л. «Жизнь в цвету» // Ленингр. правда. 1947. 13 нояб.; Вербинина. С. 40, 59, 157, 213, 255; Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог. С. 365.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-к. Т. 25. Л. 1–59; Оп. 28-к. Т. 8. Л. 30–37; АТ (Личная учетная карточка Б.П. Петровых); ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 575; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 77; Д. 7. Л. 3 об., 5 об.; Д. 12. Л. 15, 61, 82, 111 об., 112, 114 об., 119, 160.
Сбоева, С. Петровых Б.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 555-556.
Читать далее