Вернуться
Петровых Борис Павлович, артист, режиссер, заведующий учебной художественной частью Студии, педагог
Петровых Борис Павлович, артист, режиссер, заведующий учебной художественной частью Студии, педагог
Персоналия
Петровых Борис Павлович
Годы жизни
20.02(04.03).1897, Весьегонск Тверской губ. — 1972
Вид деятельности
Артист, режиссер, заведующий учебной художественной частью Студии, педагог
Период работы в театре
1918 — 1919, 1922, 1938 — 1949
Биография
Ученик Школы русской драмы 1918–1919 (класс Ю.М. Юрьева), участвовал в сп. «Маскарад». Был призван в армию. Учился в Университете и работал в театре Народного дома. В 1922 был актером-сотрудником АТ. Тогда же начал преподавательскую деятельность в Школе Актерского Мастерства. В середине 1920-х входил в труппу БДТ. Исполнял небольшие роли — такие, как Зюссерлих («Учитель Бубус»). С 1934 по 1935 режиссер Ленинградского театра Красной Армии; участвовал в постановке спектаклей Л.С. Вивьена «Бойцы» (1934), «Я вас люблю» (1935), «Господа офицеры» (1935). С 1935 по 1936 работал в Ленинградском театре п/р Вивьена; автор инсценировки романа «Чапаев» (совм. с М.К. Екатерининским, 1935). В АТ Петровых с 1938 по 1943 последовательно занимал должности режиссера-педагога, организатора педагогической работы по повышению квалификации актеров, режиссера труппы. С 1943 по 1947 заведовал учебной художественной частью Студии при АТ. Последние 2 сезона вновь состоял режиссером. Поставил сп.: «В степях Украины» (совм. с Вивьеном, 1941), «Князь Мстислав Удалой» (с Вивьеном, 1942), «Нашествие» (с Вивьеном, 1943), «Осенняя скука» (1946), «Глубокая разведка» (1948). Был со-режиссером возобновления мейерхольдовского «Маскарада» (1938) и «Маскарада» в ред. Ю.М. Юрьева (1942), сп. Вивьена (1940), «Макбет» (1940), «Дядя Ваня» (1946), «Жизнь в цвету» (1947), (1948), «Жизнь в цвету» (2-я ред., 1949). О спектакле «Нашествие», показанном в Новосибирске, где АТ находился в эвакуации, рецензент писал: зрители «забыли о театре, о сцене… видели только гнев, горе и радость прекрасного русского человека. …Спектакль напоминает зрителю-новосибирцу о страданиях наших братьев, которые испытали всю тяжесть иноземного нашествия» (Сов. Сибирь. 1943. 25 июня. — Э. Буранова). О «Дяде Ване» писали: «Постановщик Л. Вивьен и режиссер Б. Петровых… создали спектакль большой художественной правды и взволнованности, показав себя мастерами тонких деталей и выразительных сценических мизансцен» (ЛГ. 1946. 20 апр. С. 4. — Н. Калитин). Внимание зрителей «Жизни в цвету», по мнению С.Л. Цимбала, «привлекли два центральных образа, столь значительных, что их с полным основанием можно считать… этапными для всего нашего актерского искусства». Сложные, непредсказуемые герои в 1940-е были редкостью для русской сцены. Мичурин Н.К. Черкасова во время своих «философско-публицистических монологов» преображался: «переставал казаться резким и нелюдимым стариком и становился человеком, озаренным чудесной душевной красотой, ясностью мысли и первозданной силой чувства». Терентий Ю.В. Толубеева, жертвенно отдававший себя своему другу и научному руководителю, «очень быстро разгадывается нами, как свой, близкий, родной человек, которого можно и нужно понять и которому многое можно простить», — свидетельствовал Цимбал. И тем неожиданнее было решение этого человека высказать Мичурину накопившееся за годы одиночества, прожитые рядом с целеустремленным ученым. Оказывалось, что Терентию присущ «вовсе не юмор, который принято отождествлять с простоватостью и добродушием». «Ум его — ехидный, зачастую злой и беспокойный. С великолепной силой и неподдельным душевным волнением сыграл Толубеев сцену „бунта“ Терентия» (Звезда. 1948. № 9. С. 169, 170). Одновременно с работой в АТ и после ухода из него Петровых вел пед. работу — преподавал в Ленинградском государственном театральном институте. Был доцентом кафедры драматического искусства, ассистентом Вивьена в актерских и режиссерских классах (выпуски 1940, 1949, 1953 и 1954) и старшего преподавателя Н.Е. Серебрякова в актерском классе (выпуск 1946). Вел режиссерские классы (выпуски 1946 и 1952, совм. с Е.Г. Гаккелем) и актерские классы (выпуски 1954, совм. с В.В. Андрушкевичем; 1956 и 1959). Соч.: «Я вас люблю» // Красная газ., веч. вып. 1935. 16 янв.; Первая встреча с будущим актером // Заметки о театре. Л.; М., 1960. С. 80– 88; Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог. Л., 1988. С. 195–205. Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Березарк И. На спектаклях театра Красной Армии // РиТ. 1935. № 4. С. 14–15; Рахманов Л. «Жизнь в цвету» // Ленингр. правда. 1947. 13 нояб.; Вербинина. С. 40, 59, 157, 213, 255; Леонид Сергеевич Вивьен: Актер. Режиссер. Педагог. С. 365. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 2-к. Т. 25. Л. 1–59; Оп. 28-к. Т. 8. Л. 30–37; АТ (Личная учетная карточка Б.П. Петровых); ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 575; Ф. 286. Оп. 1. Д. 2. Л. 77; Д. 7. Л. 3 об., 5 об.; Д. 12. Л. 15, 61, 82, 111 об., 112, 114 об., 119, 160. Сбоева, С. Петровых Б.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 555-556.