Награжден орденом «Знак Почета» (1939).
С 15 лет Киселёв выступал в театре г. Остров, руководимом О.М. Горским; с успехом исполнял роли Крутицкого («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Халымова («Сердце не камень»), Осипа («Ревизор») и др. В 1920 поступил в Школу русской драмы ( класс Р.Б. Аполлонского и И.А. Стравинской), через год перевелся в класс В.Н. Давыдова. В 1923 еще будучи учеником ШРД, начал играть на сцене АТ. Роли: ординарец («Вечерняя зоря»), сосед помещик («Обрыв»), Мерриман («Как важно быть серьезным»), Фиппс, лакей («Идеальный муж»), домоправитель, Теодот («Цезарь и Клеопатра»), чиновник, толстяк («Канцлер и слесарь»), Карл Бильц («Старый Гейдельберг»), кровельщик («Эуген Несчастный»). По окончании учебы вошел в труппу АТ.
Среди ролей Киселёва, считавшегося характерным актером-комиком, были молодые и возрастные: ключник («Смерть Иоанна Грозного»), Фриц («Михаэль Крамер»), Паркерс («Авантюрист»), старик («Маскарад»), Альфред Дулитл («Пигмалион»), Трофим Северьянович Праздников («Смерть Пазухина»), Будкевич («Живой труп»), Алешка-собака («Изгнание блудного беса»), Ильинкин («Мандат»), Шанселье («Скипетр»), полковник Евстигнеев («Яд»), Мак Интош («Общество почетных звонарей»), Петрушка («Горе от ума»), Минька («Пугачевщина»), монах, архимандрит («Пушкин и Дантес»), Мокроносов, Отченаш («Конец Криворыльска»), Осип («Ревизор», сп. Театрастудии), шут («Отелло»), учитель («Виринея»), граф Кутайсов («Павел I»), Захар («Рельсы гудят»), Яков («Плоды просвещения»), Пацюк, Распер («Делец»), дед («Высоты»), Горбенко («Огненный мост»), Кошлатый («Причальная мачта»), Мосеич («Ярость»), шериф Хартман («Сенсация»), Расплюев («Свадьба Кречинского»), Пивень («Диктатура»), Кошон («Робеспьер») и др.
К.Н. Державин отмечал: «Заметный и решительный успех… был завоеван Киселевым в труднейшей роли гоголевского Осипа. …Перед Киселевым встала задача, лепя конкретный образ Осипа, насытить его мотивами гоголевской сатиры в целом. Осип лишился черт добродушного сытого лукавства. Он был голоден и прошел огонь, воду и медные трубы житейской изворотливости. Так же, как его варламовский предок, он понимал все, но в понимании этом исходил не из лукавого плутовства сганарелевского толка, а из примитивной, лакейско-стяжательской, голодной и мошеннической своей натуры, взращенной на помещичьей и чиновничьей службах, службах у взяточников, казнокрадов, крепостников и лихоимцев. Он наблюдал этот мир и усвоил себе его привычки, законы, нравы и моральную философию» (Валентин Киселев. Л., 1939. С. 9, 12).
По мнению Державина, к концу 1920-х Киселёву удалось реализовать в АТ широту своего творческого диапазона: «Облик Распера — Киселева глубоко врезывался в память зрительного зала. По сцене ходило паукообразное существо, таившее в себе гофмановскую жуть непонятности и тайной силы». «Экспрессионистический рисунок роли» восходил «к подлинному стилю Газенклевера» (Там же. С. 15, 16). В гастрольных поездках актеров АТ К. выступал в ролях Шмаги («Без вины виноватые»), Робинзона («Бесприданница»), Аркашки («Лес»), Шприха («Маскарад»), Лыняева («Волки и овцы»), Расплюева («Свадьба Кречинского»), Муромского («Дело»).
Оставив труппу АТ, в 1931 и 1932 играл Фипса в оперетте «Черный амулет» (Ленинградский академический Малый театр оперы и балета). Отказался от приглашения московского Малого театра. Вместе с группой молодых актеров АТ работал в Самарском драматическом театре, где лучшим его созданием стал Юсов («Доходное место»).
Вернувшись в Ленинград, Киселев вступил в Драматическую секцию Радиокомитета, исполнял роли: Кальб («Коварство и любовь»), Лебедев («Иванов»), Фамусов («Горе от ума»), Санчо Панса («Дон Кихот») и др. Одновременно с большим успехом играл в Театре Красной армии профессора Ленчинского («Бойцы», 1933). В 1934 перешел в театр Комедии, здесь среди его основных работ были: Дезирэ Шометт («Мое преступление»), Тристан («Собака на сене»), Понцер («Большая семья»), сэр Кребтон («Школа злословия»), Василий Максимович («Весенний смотр»), Колечка («Сын народа»). «Один из талантливых представителей давыдовской школы», Киселёв, по свидетельству Державина, «удачно избежал… опасности потерять свою театральность» (Там же. С. 30).
Великая Отечественная война застала Киселёва на юге страны. Не имея возможности вернуться в Ленинград, он уехал в Самарканд, где служил актером и поставил сп. «Собака на сене» и «Свадьба Кречинского». Сезоны 1942/43 и 1943/44 вновь входил в труппу АТ, эвакуированного в Новосибирск. Создал образы Фаюнина («Нашествие»), скептика («Кремлевские куранты») и Дулебова («Таланты и поклонники»). По возвращении из эвакуации сыграл в Ленингр. драматическом театре одну из лучших своих ролей — Кузовкина («Нахлебник»).
С 1945 вновь работал в театре Комедии, роли: Артур Берлинг («Вы этого не забудете»), Синичкин («Лев Гурыч Синичкин»), издатель Кесслер («Русский вопрос») и др. С 1934 снимался в кино, сыграл 9 ролей. Среди них: мужик Фока («Иудушка Головлев»), приказный Шабашкин («Дубровский»), Захар Бардин («Враги»), Вернер Зайдель («Профессор Мамлок»).
В 1950 был арестован по доносу. Умер в заключении.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Гвоздев А. На подъеме. «Мое преступление» в Гос. театре Комедии // РиТ. 1935. № 23. С. 18–19; Буранова Э. «Нашествие». Пьеса о великой стойкости народа // Сов. Сибирь. 1943. 25 июня.
Арх.: АТ (Личная учетная карточка В.Г. Киселева); РО б-ки СТД СПб. Инв. № М–899. (Биография и Л. д. В.Г. Киселева); ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 402; Ф. 260. Оп. 1. Д. 311. Л. 40; Д. 661. Л. 23; Ф. 286. Оп. 1. Д. 10. Л. 281, 288, 301; Д. 28. Л. 14; Д. 35. Л. 18 об., 87, 90, 188, 299; Д. 38. Л. 62.
Сбоева, С. Киселёв В.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 349-350.
Читать далее