Персоналии
Антоневич Пётр Романович, артист
Антоневич Пётр Романович, артист
Персоналия
Антоневич Пётр Романович
Годы жизни
29.02 (13.03).1904 - 1984, Ленинград
Вид деятельности
Период работы в театре
Биография
На сцену АТ впервые вышел в 1924 будучи учеником Студии (класс Н. В. Петрова). В 1928 окончил ТСИ (мастерская С.Э. Радлова). С 1924 по 1928 исполнял роли: 2-й полицейский комиссар («Скипетр»), палач («Иван Каляев»), 1-й рабочий («Георгий Гапон»), Держиморда («Ревизор», сп. Театра-студии), Новиков («Рельсы гудят»), лакей Скалозуба («Горе от ума»), был занят в сп. «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Святая Иоанна», «Авантюрист», «Царь Эдип», «Когда спящий проснется», «Иван Козырь и Татьяна Русских», «Изгнание блудного беса». В составе труппы выступал в небольших и вторых ролях. Среди них были: Козлов («Мятеж»), Пальков («Бурелом») — спектакли Театра-студии; полицейский («Тартюф»), Котелис, рабочий, и чтец («Командарм-2»), Семен, Парфенов («Ярость»), Василий Котов, Дробный («Чудак»), грузчик («Нефть»), Чарнего, крестьянин («Диктатура»), ремесленник («Робеспьер»), босяк, Ухтомский , Бекеша («Светите, звезды»), Цеховой («Страх»). Пресса отметила, что на 3-м году обучения в техникуме А. «полно и ярко проявил себя» в сп. «Бакреевщина» (см.: РиТ. 1928. № 9. С. 4. — Н. В.). В кон. 1932 перешел в «Молодой театр», где в первые же 2 сезона с успехом исполнил роли пастора Мандерса («Привидения»), Капулетти («Ромео и Джульетта»), Педаля («Вечер водевилей»), профессора Богалея («История пяти хвостов»). Режиссер К. К. Тверской отметил в игре А. — Капулетти «ряд полнокровных, по-шекспировски реалистически трактованных сцен, где высокое и низкое, смешное и трагическое выступают в их взаимопроникновении» (Лит. Ленинград. 1934. 8 мая. С. 2). Автор актерского портрета А. писал: «Характерный гротеск в роли Педаля внешне как будто не уживается с ибсеновским Мандерсом и шекспировским Капулетти. Но по существу такое сочетание ролей в репертуаре актера свидетельствует о широте его диапазона» (РиТ. 1935. № 4. С. 20. — А. Жевержеев). В дальнейшем к осн. ролям А. относились: Лаврентий Большов («Далекое», 1936, Театр-студия Радлова в Пассаже), Кнуров, Карандышев («Бесприданница», 1940), профессор Синельников («Свадебное путешествие», 1942), Гулиашвили («Парень из нашего города», 1942) — все в Театре им. Ленинградского Совета, последние две в эвакуации в Пятигорске. В конце Великой Отечественной войны вместе с частью труппы, возглавляемой Радловым, оказался на юге Франции среди беженцев. По возвращении на родину, как и большинство актеров радловской труппы, попавших в оккупацию, А. не смог устроиться ни в один из ленингр. театров. В сезон 1945/46 играл в Горьковском драматическом театре. Затем вернулся в Ленинград и до конца жизни выступал на эстраде — часто вместе с женой, Т.Е. Якобсон, также бывшей актрисой Театра-студии Радлова. Снялся в роли старика в фильме «Из жизни отдыхающих» (1980). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 203; Репертуар АТ (ук.); Осовцов С. «Свадебное путешествие» в Театре им. Ленсовета // Пятигорская правда. 1942. 10 мая. С. 2; Золотницкий. Радлов (ук.). Арх.: Личный архив П. Р. Антоневича и Т. Е. Якобсон; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 380. Л. 5, 7, 10, 25; Д. 387. Л. 4; Д. 388. Л. 29; Д. 417. Л. 59; Д. 496. Л. 10, 13; Д. 603. Л. 5; Д. 689. Л. 1 об. Сбоева, С., Багров П. Антоневич П.Р. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 80.