Из крестьян. В 1901 был отправлен в Петербург на заработки, определен в кустарную мастерскую учеником ремесленника. Посещал вечернюю школу. Увлекся театром. По рекомендации артистов АТ Д.Х. Пашковского, К.Н. Берляндта и Н.И. Киенского в 1914 поступил в петербургское императорское Театральное училище. С 1915 по 1917 служил в армии, последний год — на Кавказе в батальоне вольноопределяющихся. В 1918 после демобилизации вернулся и продолжил учебу. Одновременно служил в АТ артистом-сотрудником. Окончил в 1919 Школу русской драмы при АТ (курс А.И. Долинова) и был принят в труппу. Осенью 1921 уволен за самовольный отъезд для выступлений в Петрозаводске, Витебске и Череповце.
В 1-й и 2-й периоды работы в АТ играл эпизодические, вторые и ведущие роли: 3-й понтер («Маскарад»), секретарь («Заколдованный принц»), Бубнов («На дне»), Красавин («Дети Ванюшина»), лабазник («Смерть Иоанна Грозного»), Джимми («Герой»), дворник («Мандат»), половой («Живой труп»), Иосиф, рабочий («Иван Каляев»), Мохов («Яд»), Трущов («Маскарад»), Сидор Коновал («Пугачевщина»), слуга Фамусова и слуга Горичей («Горе от ума»), 2-й мужик и казак («Виринея»), Картузов («Конец Криворыльска»), Рокуэмон и монах («Ода Набунага», сп. Театра-студии), Дандуа («Бархат и лохмотья»), городничий («Ревизор», сп. Театра-студии), Шеншин («Павел I»), Ступов («Рельсы гудят»), Костюк и Баев («Ярость»), рабочий типографии Кушнерева («1905 год» («Баррикады»), Охрименко («Диктатура»), Голутвин («На всякого мудреца довольно простоты»), Думов («Радость»).
По словам рецензента, в сп. «Яд» «еще раз подтвердилось старое правило о чрезвычайной трудности для актеров старшего поколения нащупать… основной склад новых людей. Николаев — комсомолец Мохов и Курганов — пред. ГПУ — вот, пожалуй, единственные, у которых звучали интонации нового человека. Но роли это маленькие, и даны они очень обобщенно» (ЖИ. 1925. № 41. С. 5. — А. Пиотровский).
В 1936–1940 среди ролей: 1-й крестьянин и 2-й горняк («Салют, Испания!»), Иван Кожух («Банкир»), Шампань («Мачеха»), Толстых («Очная ставка»), поп Филька («Петр I»), 3-й крестьянин («Ленин» («1918 год»)), Гоберстрет («Фландрия» («Отечество»)), Рисположенский («Свои люди — сочтемся!») и др.
Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Программы // Бирюч. 1918. № 1. С. 16, 17; № 8. С. 6; 1919. Прилож. к № 9. С. 3, 4; 1921. Сб. 2. С. 382, 385, 388, 389, 392; Вербинина. С. 62, 66, 146.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 661. Л. 23; Оп. 3. Д. 2410; Ф. 286. Оп. 1. Д. 3. Л. 6; Д. 6. Л. 15 об.; Д. 13. Л. 1, 2, 3, 62; АТ (Личная учетная карточка; Личный листок по учету кадров; Автобиогр. Е.Н. Николаева).
Сбоева, С. Николаев Е.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 506.
Читать далее