Персоналии
Корвин-Круковский Юрий Васильевич, артист, художник по костюмам
Корвин-Круковский Юрий Васильевич, артист, художник по костюмам
Персоналия
Корвин-Круковский Юрий Васильевич
Годы жизни
04(16).06.1862 - 25.10.1935, Ленинград, похоронен на Никольском кладб., в 1951 прах перезахоронен в Некрополе мастеров иск-в Александро-Невской лавры.
Вид деятельности
Артист, художник по костюмам
Звание
Заслуженный артист Республики (1921)
Период работы в театре
Биография
Учился в Морском кадетском корпусе. Сценическую деятельность начал в качестве актера-любителя в 1883 на частной сцене в Ораниенбауме и в Лесном, выступал под псевдонимом Юрин. В 1883–1886 играл на клубной сцене (Благородное собрание, Купеческий клуб и др.), в казенном театре Гельсингфорса, в Измайловском театре К.Н. Незлобина. Актерскому мастерству учился самостоятельно, исполняя разл. роли — от любовников до стариков в репертуаре от «Леса» до «Уриэля Акосты». На имп. сцене Корвин-Круковский дебютировал ролью Жоржа («Злоба дня») уже под собственной фам. Ю.М. Юрьеву первая встреча с актером запомнилась такой: «…ко мне подошел… красивый элегантный молодой человек с предрасположением к полноте, с изысканными светскими манерами, с небольшой бородкой Henri IV… Это был Юрий Васильевич Корвин-Круковский. Он оказался человеком общительным, разговорчивым… Его звонкий тенорок раздавался повсюду, он… был, по-видимому, что называется, душой общества. Из его слов я мог понять, что он страстный охотник, так как с увлечением истинного спортсмена, не упуская малейших подробностей, рассказывал о своей недавней охоте. Бывают люди, при первой же встрече с которыми чувствуешь себя легко, непринужденно, как будто вы с ними давно уже знакомы. К такой категории людей, несомненно, принадлежал и Ю.В. Корвин-Круковский» (Юрьев. Т. 1. С. 320–321). На имп. сцене Корвин-Круковский продолжил театральную традицию В.В. Самойлова и утвердился как характерный актер с виртуозной исполнительской техникой. А.Р. Кугель писал: «Вот помню я его в ролях очень молодых людей, почти мальчиков. Все они были из „хороших семейств“, обладали хорошими манерами воспитанных барчуков, плохо учились, очень мало знали, еще меньше стремились знать и говорили со сцены преимущественно всякие глупости. Прошли года, молодые люди подросли, заняли разные должности… тоже говорили часто глупости и щеголяли невежеством — добросовестный артист с тем же усердием и с таким же мастерством занимал значительные должности, обнаруживая, когда нужно… глубокомыслие, а когда нужно, пустоту и глупость, но всегда щеголяя безукоризненным французским языком и барскими манерами. Потом Корвина-Круковского женили, превратили в благородного отца и заставили говорить те самые солидные увещательные слова, которые ему когда-то приходилось выслушивать в качестве молодого человека и с тем же успехом. Иногда он уже становится дедушкой, и надевает теплые бархатные сапоги, и когда говорит, то по-стариковски закрывает глаза… Он честно и хорошо выполнял свое амплуа… Он переходил из салона в салон, из одной департаментской канцелярии в другую, из мольеровского парика в другой мольеровский парик; менял костюмы и кафтаны, трости, палки и табакерки; жил, как Калиостро, в разные века — и „в век славный Екатерины“, и в век Павла, и в боярский век, и в век генерал-губернаторский. И всегда, во всяком обличьи, оставался человеком эпохи, связанным с ней чувством и культурным сознанием» (РиТ. 1926. № 11. С. 9). Значительные роли: Кречинский («Свадьба Кречинского»), Вышневский («Доходное место»), лорд Кавиршем («Идеальный муж»), Калигула («Калигула») и др. Существенные черты дарования актера: «Приятный тон, изящество сценических приемов, необходимых его амплуа, уменье художественно носить костюм, уменье дать интересный, выдержанный рисунок роли и вести диалог свободно, непринужденно» (РиТ. 1926. № 10. С. 7). Знаток истории костюма и истории материальной культуры, Корвин-Круковский активно содействовал пропаганде постановочных принципов Мейнингенского театра, являлся руководителем многих исторических постановок по части костюмов и материальной среды. Был автором эскизов костюмов ко многим спектаклям («Калигула», «Холопы», «Генрих Наваррский», «Равеннский боец» и др.). С 1919 был заведующим историко-художественной частью АТ. Снимался в кино: «Златые горы», «Дворец и крепость» и др. В 1929 актер оставил службу в театре и вышел на персональную пенсию, но связи с театром не терял — в 1930 вел с работниками АТ занятия по истории костюма. Др. роли: Загорецкий («Горе от ума»), Гарабурда («Смерть Иоанна Грозного»), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты»), Лисаневич («Холопы»), граф Леденбург («Вечерняя заря») и др. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Гнедич. С. 26, 31, 39–41, 44, 47–50, 52– 57, 59, 60, 63; Ю.В. Корвин-Круковский: К 50-летию сц. деятельности // РиТ. 1933. № 16. С. 15. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 520; СПбМТиМИ. Ф. 51. Ряпосов, А. Корвин-Круковский Ю.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 370-371.