Окончил в 1915 Драматические курсы петроградского императорского Театрального училища (класс Ю.М. Юрьева), играл в экзаменационных спектаклях графа де Ризоора («Граф де Ризоор»), Мухина («Где тонко, там и рвется») и Беляева («Месяц в деревне»). В.Н. Соловьев относил Калугина к «наиболее выдающимся» ученикам Юрьева и отмечал, что исполнитель главной роли в мелодраме «Граф де Ризоор» «дал тонкий и блестящий грим, обнаружил благородство тона и проявил много сценического такта и вкуса» (Аполлон. 1915. № 3. С. 61). Среди ролей Калугина в АТ: Нарымов, крупный чиновник («Другая жизнь»), Джеппо Либеретто («Лукреция Борджиа»), швейцар («Плоды просвещения»), купец («Петр Хлебник»), Вальтер Фюрст («Вильгельм Телль»), Правдин («Недоросль»), Герц («Дело»), 2-й и 4-й понтеры («Маскарад»), маркиз де Торси («Стакан воды»), рыцарь Динас («Шут Тантрис»), мистический рыцарь («Фауст и город»), Фомин («Катерина Ивановна»), Дионисий («Царь Федор Иоаннович»), Ранк , Петрушин, адвокат («Живой труп»), предсказатель («Антоний и Клеопатра»), ученик («Мещанин во дворянстве»), часовой, Британ («Цезарь и Клеопатра»), Михель Не-Рыдай («Эуген Несчастный»), мистер Воган , волхв («Смерть Иоанна Грозного»), Михаэль Крамер («Михаэль Крамер»).
Сезоны 1918/19, 1921/22 и 1922/23 работал в Рыбинске, Петрозаводске, Киеве, Харькове.
Весной 1918 А.А. Блок написал рецензию на пьесу Калугина «Vos eos esse» («Это — вы»), его заинтересовавшую. Определив пьесу как символическую, поэт пришел к заключению: «…вместо того, чтобы пристальнее всмотреться в людей, он рядит их в титанические одежды, которые им, пожалуй, не к лицу». Но при этом отметил: «Постановка требует упрощения, без каких бы то ни было психологических примесей, и эта сторона пьесы разработана не без знания сцены» (Блок А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1962. Т. 6. С. 306, 305).
В июне 1918 худож.ественно-репертуарный комитет АТ рассмотрел другую пьесу Калугина, «Плен», сочтя ее неприемлемой к постановке. В 1923 пресса опубликовала отклики на 3-ю его пьесу — «Эвоэ».
В сезоне 1919/20 Калугин начал совмещать актерскую работу с режиссерской: вошел в режиссерский состав Василеостровского театра для рабочих, возглавляемого Е.П. Карповым. В мае 1924 состоялась премьера его 1-й и единственной постановки с актерами академических театров — сп. АТ «Михаэль Крамер», где Калугин исполнял главную роль. В ноябре того же года постановлением президиума Ленинградского Губернского профессионального союза работников искусств. Калугин был исключен из Союза артистов за выступление в белоэмигрантском Ревельском Русском театре А.В. Проникова (см.: Красная газ., веч. вып. 1924. 14 нояб. С. 4).
В 1925 предпринял попытку организовать Театр ужасов в Ленинграде и возглавить его художественное руководство. В сезоне 1925/26 коллектив АТ одну за другой показывал советские пьесы. В ряду их авторов был и Калугин. Пьеса «Иван Каляев» создавалась драматургом в сотрудничестве с В.В. Беренштамом, защитником И.П. Каляева в суде.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Гуревич Л. АТ. Экзаменационный спектакль // Речь. 1915. 28 февр. С. 5–6; 2 марта. С. 4; Театр ужасов // Жизнь и искусство. 1925. № 43. С. 21.
Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 449; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 1439.
Сбоева, С. Калугин И.Д. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 329-330.
Читать далее