Вернуться
Ростова (Варварина) Наталья Владимировна, артистка
Ростова (Варварина) Наталья Владимировна, артистка
Персоналия
Ростова (Варварина) Наталья Владимировна
Годы жизни
1880, Рязань - 03.05.1943, Ленинград
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
Уроджденная Варварина. Из знатного дворянского рода, дочь сенатора. Окончила Драматические курсы петербургского императорского ТУ (класс А.И. Долинова). Обратила на себя внимание во время великопостной серии экзаменационных спектаклей, в одном из которых играла в пьесе Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын». «Первое впечатление от игры экзаменующихся вполне благоприятное, А.И. Долинов сумел привить им азбуку актерского ремесла, научил их ясной дикции, грамотному гриму, верной интонации. Но до конца это благоприятное впечатление сохранили только ученицы Ростова, Шумская, Прокофьева-Мессинг… Ученицы Ростова и Шумская хорошо обрисовали типы рассыпчатой купчихи и вертлявой мещанки с хитрецой» (Речь. 1911. 26 февр. С. 7. — Вас-ий Л.). Два месяца спустя Ростова была принята в труппу АТ. В первый сезон сыграла несколько ролей: весталка и Галла («Побежденный Рим»), Клерхен и Марфуша («Светлейший»), Эльмира («Тартюф»), Маша («Живой труп») и др. Актриса обладала врожденным чувством стиля, т. к. удачно «вписывалась» в различную стилистику постановок АТ. Более всего ей удавались роли современниц — девушек независимых и с характером. О спектакле «История одного увлечения» рецензент писал: «Очень ярка Ростова в роли Незабудки. Это актриса радует своим дарованием, характер которого она так прекрасно угадала. Она не стремится в героини и всегда выделяется в ролях своего амплуа…» (Театр. 1913. 1–2 окт. С. 11–12. — В. Яшин). В следующие сезоны Ростова исполнила роли жены Хлопова («Ревизор»), доньи Хосефа-Дуартэ («Эрнани»), Нель-Матье («Ассамблея»), Марии («Крещенский вечер»), жены Граевского («Мертвый узел»), Шарлотты («Вишневый сад») и др. В мейерхольдовских сп. АТ Ростова сыграла бонну («Заложники жизни»), «положительно жизненно веселую и разбитную Варвару» (БВед., утр. вып. 1916. 10 янв. С. 5. — Смоленский) («Гроза»), Анну Дмитриевну Лебедеву («Зеленое кольцо»). После 1917 Ростова продолжала работать в АТ. Принимала участие в «синтетическом представлении» «25 октября 1917», поставленном Н.В. Смоличем к десятилетию Октября на текст В.В. Маяковского. Создала один из центральных буффонно-сатирических образов этого спектакля — Кускову. Актриса стояла у истоков утверждения советской драматургии на сцене АТ и много сделала для ее популяризации в новое время: «Н.В. Ростовой нет уже в живых, и стоит добрым словом вспомнить ее имя. Тем более что она вложила немало труда в становление нового, советского репертуара… и немало сделала для воспитания актерской смены. Десятки актеров начинали свой профессиональный путь на курсах Н.В. Ростовой, вдумчивого педагога и характерной комедийной актрисы. Не удовлетворяясь исполнением эпизодических ролей на академической сцене, Ростова часто выступала на эстраде, была неизменной участницей всякого рода комических, буффонно-пародийных затей» (Дрейден С. Спектакли. Роли. Судьбы. М., 1978. С. 195–196). Последние годы жила в ДВС. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Золотницкий. Акад. театры… (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 156; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. № 107. Л. 6 об. Лопатин, А. Ростова Н.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 605-606.