В 1891 поступила на Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс Н.С. Васильевой и В.Н. Давыдова), через два года перевелась в московское императорское Театральное училище и в 1895 окончила класс А.П. Ленского. Выступать начала в Ярославле (антреприза З.А. Малиновской), следующие три сезона служила в казанско-саратовском товариществе М.М. Бородая. С 1899 по 1905 была премьершей Театра Корша, играла драматические, по преимуществу бытовые роли. «Уход из театра Корша артистки О.А. Голубевой ставят в связь с постановкой… пьесы Доннэ „Возвращение из Иерусалима“, пьесы с явно антисемитской тенденцией», — отмечалось в прессе, активно отстаивавшей права актрисы (ТиИ. 1905. № 5. С. 66. — Д. А-т).
В дек. 1905 вошла в труппу Театра В.Ф. Комиссаржевской, участвовала в 1-й постановке пьес М. Горького «Дачники» и «Дети солнца». Полвека спустя А.Я. Бруштейн писала: «Очень умно и тонко изображала жену Протасова актриса О. Голубева, — в ее исполнении Елена Протасова была не только красивая, но умная, смелая, волевая женщина. …Игра Голубевой давала повод думать, что этот домашний конфликт Елены Протасовой — лишь начало разлада, которому, возможно, предстоит выйти далеко за рамки семейных отношений, и может наступить такой день, когда Елена и Протасов очутятся по разные стороны революционной баррикады» (Страницы прошлого. М., 1956. С. 121–122). После ареста мужа, адвоката М.Л. Мандельштама, защитника И.П. Каляева и Г.А. Гершуни, актриса на время оставила сцену. В 1908 работала в одесском Драматическом театре у К.А. Марджанова, в 1909 — в петербургском Театре А.Я. Леванта, затем в Новом драматическом театре у А.А. Санина. Ее Машу («Три сестры») высоко оценила критика. В 1913 выступала в московском Свободном театре, руководимом Марджановым, затем служила в Ростове и в Харьковском драматическом театре Н.Н. Синельникова. К лучшим ролям актрисы относились Катерина («Гроза»), Ганна («Возчик Геншель»), Ребекка («Росмерсхольм»), фру Алвинг («Привидения»). В 1922 участвовала в берлинских гастролях александринцев.
В труппу АТ вступила в 56 лет, имея огромный актерский опыт. Самым удачным в те годы был признан созданный ею образ Анны Тихоновны Крутицкой («Не было ни гроша, да вдруг алтын»). В репертуар Голубевой в АТ также входили: графиня де Серан («В царстве скуки»), Анна Дмитриевна Каренина («Живой труп»), княгиня Тугоуховская («Горе от ума»), Анна Андреевна («Ревизор»), Уилькс («Джентльмен») и др.
В 1934–1942 жила в Доме ветеранов сцены. Умерла во время блокады Ленинграда.
Соч.: Ленский // А.П. Ленский. Ст. Письма. Зап. М.; Л., 1935. С. 522–526; Из восп. // Рус. провинц. театр. Л.; М., 1937. С. 91–122. Лит.: ССД; Репертуар АТ (ук.); И. Г. Рус. сезон в Берлине // Новое время, Белград. 1922. 10 авг. С. 2; Дорохов А. Ветераны сцены // Сов. театр. 1936. № 9. С. 32–35.
Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 2. Л. 8 об.; Д. 107. Л. 6; Ф. 260. Оп. 3. Д. 801.
Сбоева, С., Голубева О.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 212-213.
Читать далее