Вернуться
Усачёв Александр Артемьевич, артист
Усачёв Александр Артемьевич, артист
Персоналия
Усачёв Александр Артемьевич
Годы жизни
06.08.1863, Санкт-Петербург - 21.01.1937, Ленинград, похоронен на Никольском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1934)
Период работы в театре
01.05.1889 — 21.01.1937
Биография
Дочери — актрисы АТ В.А. Усачева-Зилоти и Н.А. Усачева. Сын потомственного почетного гражданина Петербурга. После окончания петербургской Ларинской гимназии поступил в Петербургский университет, стал «студентом-естественником», но слушал лекции «по всем предметам, вплоть до полицейского права» (Усачев А. Повесмть об одном актере. Восп. Л., [1935]. С. 19). В 1888–1891 учился на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища (класс Н.Ф. Сазонова) и выступал на сцене АТ в нескольких одноактных пьесах («Предложение», «Воздушные замки» и др.). Сразу по завершении курсов был принят в труппу и дебютировал в роли Молчалина («Горе от ума»). В дальнейшем играл главным образом комические роли. Ю.М. Юрьев называл У. «типичным александринцем», вопринявшим «от предыдущего поколения актеров все ценное, что оно несло в себе» (Юрьев. Т. 1. С. 469). Партнер Усачева по сцене А.Ф. Борисов и критики С.Л. Цимбал и С.С. Данилов считали его виртуозом маленькой роли и мастером эпизода, актером технически совершенным, театральным и точным в деталях. Основные роли: Ломов («Предложение»), Петрищев («Плоды просвещения»), Анучкин и Кочкарев («Женитьба»), Рыдлов («Джентльмен»), Хлестаков, Добчинский, Шпекин («Ревизор»), Репетилов, Загорецкий, князь Тугоуховский («Горе от ума»), Вурм («Коварство и любовь»), Яша («Вишневый сад»), Ять («Свадьба»), Пателен («Адвокат Пателен»), Счастливцев («Лес»), Шприх («Маскарад»), садовник Антонио («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Фельдман («Конец Криворыльска»), Син Бин У («Бронепоезд»), Хотяков («Рельсы гудят»), Костюк («Ярость»), Захаров («Страх»), Печенегов («Враги»). Игру актера в спектакле «Ярость» (1930) С.Л. Цимбал помнил и четверть века спустя. В председателе сельсовета Костюке Усачев он увидел «прежде всего его душевную и физическую мизерность, какую-то отталкивающую плюгавость. Тощий и жидкий, этот человечек словно не существовал сам по себе, а все только около кого-нибудь... <...> ...Сколько суеты, озабоченности, страха было в каждом его движении... сколько испуга было в его бегающих глазках, в его манере то и дело, надо или не надо, приподниматься с места, снова садиться, качать головой в такт речам своих единомышленников и бешено крутиться на месте, когда произносились неугодные ему слова. Шея его то и дело вытягивалась из плохонького, кургузого пиджачка, и губы неслышно повторяли все, что говорилось вокруг» (Театр. 1957. No 11. С. 76). Вносимая Усачевым сатирическая интонация, по мнению автора статьи, значительно усиливала напряжение предфинальной сцены. В 1906, будучи актером АТ, окончил Археологический институт. Усачев был известен и в провинции. Он участвовал в гастролях М.Г. Савиной, М.А. Потоцкой, П.М. Медведева и Н.Ф. Арбенина по многим городам России, в поездках нередко заменял Н.Ф. Сазонова. В 1904 вместе с В.Ф. Комиссаржевской, Н.В. Давыдовым, В.П. Далматовым и другими александринцами гастролировал в Варшаве (1-я антреприза М.А. Потоцкой). Другие роли в АТ: Бернардо («Сети Фенизы»), Валер («Скупой»), Федор Иоаннович и Кикин («Смерть Иоанна Грозного»), Дон Жуан («Благочестивая Марта»), стольник («Царь Борис»), Птицын («Идиот»), Щебнев и Тишка («Свадьба Кречинского»), Выдра и Пигва («Сон в летнюю ночь»), Ибисов («Дело»), Курчаев и Голутвин («На всякого мудреца довольно простоты»), Бальзаминов («За чем пойдешь, то и найдешь»), Кутейкин («Недоросль»), Артемьев («Живой труп»), Борзиков («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Полли («Тот, кто получает пощечины»), Чезвюоль («Как важно быть серьезным»), учитель философии («Мещанин во дворянстве»), Онуфрий («Пугачевщина»), писарь («Виринея»), Ямпольский («Огненный мост»), Афанасий Пушкин («Борис Годунов»). Лит.: ТЭ; Гнедич. С. 42, 52; Репертуар АТ (ук.); Хроника // ТиИ. 1909. No 38. С. 638; С. Я. [С. В. Яблоновский (Потресов)]. Гастроли АТ. «Тот, кто получает пощечины» // Рус. слово. 1916. 7 мая. С. 4; Усачев А.А. // Лит. Ленинград.1937. No 4. С. 4; Данилов С. Мастер эпизодической роли // РиТ. 1937. No 3. С. 60; Борисов А. Из творческого опыта. М., 1954. С. 47, 70, 75, 76, 85–87, 105, 185; Ходотов. С. 82, 170; Юрьев (ук.); Альтшуллер. Театр... (ук.). Арх.: АТ (Личные учетные карточки; Личный листок по учету кадров А.А. Усачева). Сбоева, С. Усачев А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 739.