Вернуться
Судьбинин Иван Иванович, артист
Судьбинин Иван Иванович, артист
Персоналия
Судьбинин Иван Иванович
Годы жизни
30.03(11.04).1864 или 1866, Саранск Пензенской губернии - 12.02.1919, Петроград, похоронен на Успенском кладб.
Вид деятельности
Период работы в театре
01.09.1909 — 12.02.1919
Биография
Настоящая фамилия Караванов. Судьбинин, обладавший бурным темпераментом и прекрасными внешними данными, начал выступать на сцене в Пензе в любительских спектаклях; успех у публики привлек к нему внимание антрепренеров. Актер служил в лучших частных театрах южных городов России, Вильно, Лодзи, Иваново-Вознесенска и Сибири. По предложению А.С. Суворина переехал в Петербург и с 1895 по 1897 работал в его театре, первым исполнил роль Никиты («Власть тьмы»). Затем был приглашен в Москву — в Малый театр, откуда перешел в Театр Корша (1902), а из него в петербургский Театр Неметти. На сезон 1903/1904 гг. В.А. Ланская-Неметти передала театр Судьбинину и И.П. Артемьеву. Они сохранили ее ориентацию на актеров-гастролеров: сначала — на Судьбинина, который в ту пору выдерживал сравнение с М.В. Дальским в роли Белугина, позднее — на братьев Адельгейм; осуществили пост. пьесы «На дне». «От исполнения пьесы Горького, при всех несовершенствах в частностях и подробностях, веяло удалью, мощью, пожалуй, вызовом. Это было смело, и в то же время человечно, — отмечал А. Р. Кугель. — Я не говорю уже о И.И. Судьбинине, даровитом, опытном, вдумчивом актере, интересно, натурально и правдиво сыгравшем Луку» (ТиИ. 1903. No 44. С. 809). В дальнейшем Судьбинин служил снова в Суворинском театре (1904–1908) и в петербургском Новом театре (зал Кононова на Мойке, арендованный в сезоне 1908/1909 гг. антрепренером Ф.Н. Фальковским), который именно тогда стал центром внимания столичной публики. На гребне успеха актер вошел в труппу АТ. Лучшими его ролями в то время считались: Любим Торцов («Бедность не порок»), Никита («Власть тьмы»), Мурзавецкий («Волки и овцы»), Турищев («Обыватели»), Андрей Белугин («Женитьба Белугина»), Соленый («Три сестры»), Минин («Козьма Захарьич Минин, Сухорук»), прохожий («От ней все качества»), Мамыкин («Профессор Сторицын»), Залешин («Светит, да не греет»), Досужев («Доходное место»), Вожжин («Зеленое кольцо»), 1-й мужик («Плоды просвещения»). Рецензент утверждал: «...в труппе есть такой превосходный артист, как г. Судьбинин... им положительно не умеют пользоваться». Даже в эпизодической роли Досужева, где он «мог дать только живописно-типичную внешность», актер обыгрывал ее и произносил слово «манто» так, что «по зале пробегал неудержимый смех» (Моск. вед.1913. 8 сент. С. 2. — Ю. Загуляева). Общее признание критики получило трио Р.Б. Аполлонский — Сторицын, К.Н. Яковлев — Телемахов, Судьбинин — Мамыкин («Профессор Сторицын») — «трио художественного совершенства» (Моск. вед.1912. 19 дек. С. 2. — Ю. Загуляева). В таблице амплуа В.Э. Мейерхольда Судьбинин — «бытовой герой», первые роли (Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 28). После 1917 репертуар актера составляли роли: Мамыкин («Профессор Сторицын»), Бабин («Кукушкины слезы»), Любим Торцов («Бедность не порок»), Тихон («Гроза»), князь Тугоуховский («Горе от ума»). В 1918 он входил в 1-й состав Временного комитета бывш. Александринского и бывш. Михайловского театров. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); И.И. Судьбинин // Бирюч. 1919. No 15–16. С. 251–252. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1045. Сбоева, С. Судьбинин И.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 702-703.
Экспонаты, связанные с персоналией Отобрано: 1