Вернуться
Светлов (Потёмкин) Борис Николаевич, артист театра и кино, кинорежиссёр
Светлов (Потёмкин) Борис Николаевич, артист театра и кино, кинорежиссёр
Персоналия
Светлов (Потёмкин) Борис Николаевич
Годы жизни
14(26).12.1880, Чкалов, Оренбургского р-на Оренбургской обл. — 1943
Вид деятельности
Артист театра и кино, кинорежиссёр
Период работы в театре
01.04.1921 — 01.11.1930, 01.03.1937 — 14.09.1942
Биография
Настоящая фамилия Потёмкин. Из семьи потомственных дворян. Отец — артист Театра Корша Николай Васильевич Светлов (Потёмкин), мать — актриса Надежда Алексеевна Бартенева. Жена — актриса Театра оперетты Анна Дмитриевна Потёмкина (по сцене Панова). Окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве и драматические курсы. Служил актером в Кременчуге, Херсоне, Киеве, в Театре Корша, петроградском театре Комедии, варшавском Русском театре, бакинском Театре Тагиева. В 1910-е — актер и режиссер различных кинофирм, снял более 30 фильмов. На сцену АТ начал выходить в 1918 в ролях князя Александра Павловича («Холопы»), Правдина («Недоросль»), графа Леденбурга («Вечерняя зоря»), в 1920 играл Ганелуна («Шут Тантрис»). В 1-й период работы в труппе Светлов исполнял первые, вторые и небольшие роли, драматические и комедийные, как в русском, так и в зарубежном репертуаре: Платон Михайлович Горич и Г. D. («Горе от ума»), Афремов («Живой труп»), Жеронимо («Хоть тресни, а женись»), камергер фон Брейтенберг («Старый Гейдельберг»), кардинал д’Альби («Монарх»), Сакко («Заговор Фиеско»), Кох («Преступление и наказание»), Вителий («Камо грядеши?»), Рувим и де Сильва («Уриэль Акоста»), Дорант («Мещанин во дворянстве»), маркиз де Торси («Стакан воды»), король Артур («Рыцарь Ланваль»), сэр Роберт Чильтерн («Идеальный муж», в очередь с Ю.М. Юрьевым), князь Андрей Шуйский («Царь Федор Иоаннович»), Тулонье и Сен-Рио («В царстве скуки»), Бельский («Смерть Иоанна Грозного»), сенатор Доуссет («Волчьи души»), д’Эстиве («Святая Иоанна»), полковник Пикеринг («Пигмалион»), Фулон («Георгий Гапон»), Николай Семенович («Рельсы гудят»), доктор («Плоды просвещения»), Болухатов («Огненный мост»), Путнин («Ярость»), Гаркави («Нефть»), Уолтер Бэрнс («Сенсация»). Утверждая, что в «Вечерней зоре» актер проявил творческое начало и дал «вдумчивую и своеобразную зарисовку» своего персонажа, рецензент отмечал: «В лице Светлова и Хованского академический театр сделал хорошее приобретение; использовать их несомненные силы в ответственных ролях — прямой долг театра» (ЖИ. 1922. № 2. С. 2. — Н. Дмитриев). В середине 1920-х совмещал службу в АТ с обязанностями главного режиссера Госкино. После 7-летнего перерыва Светлов вернулся в АТ. Его репертуар пополнился такими разными ролями, как Милонов («Лес»), судебный следователь и Вернон («Мачеха»), чиновник («На берегу Невы»), Крейчке («Очная ставка»), лорд («Маскарад»), Стрижевский («Родной дом»), Варгас («Фландрия» («Отечество»)), князь Дулебов («Таланты и поклонники»), Разновесов («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Мартынов («Ленин»), Панталоне, венецианский купец («Лгун»), Муромский («Свадьба Кречинского»), Дункан («Макбет»), маркиз де Торси («Стакан воды»). Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Бруштейн А. Праздник рус. классики // Сов. Сибирь. 1941. 30 сент. Арх.: АТ (Личная учетная карточка Б. Н. Потемкина-Светлова; Личный листок по учету кадров; Лицевые счета работников театра. 1937– 1942). Сбоева, С. Светлов Б.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 637-638.