Вернуться
Курганов Яков Александрович, артист, помощник режиссера, заместитель директора АТ
Курганов Яков Александрович, артист, помощник режиссера, заместитель директора АТ
Персоналия
Курганов Яков Александрович
Годы жизни
1893, село Вишим Иркутской губернии - ?
Вид деятельности
Артист, помощник режиссера, заместитель директора АТ
Период работы в театре
Биография
Настоящая фамилия Гишплинг. Награжден орденом «Знак Почета» (1940). Был женат на артистке Мариинского театра О.В. Федоровой. Окончил в 1914 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища. С 1914 по 1917 находился на фронтах Первой мировой и Гражданской войн. В АТ с 1917 по 1920, занимая должность помощника режиссера, играл эпизодические роли: Чибисов, Омега, Тишка («Недоросль»), Шпис («Вечерняя зоря»), Анри («Тот, кто получает пощечины»), 2-й понтер («Маскарад»). С 1920 входил в труппу. Выступал в массовых сценах, эпизодических и небольших ролях. К основным относились: Петрушка («Горе от ума»), Вознесенский («Живой труп»), Пуассон («Адриенна Лекуврер»), Романо («Заговор Фиеско»), сомнительная личность («Дон Жуан»), Артур («Дама с камелиями»), Мардиан, придворный Клеопатры, вестник из Сикиона («Антоний и Клеопатра»), Салтыков («Смерть Иоанна Грозного»), Джон Гифферд («Волчьи души»), Малинин («Яд»), Творогов («Пугачевщина»), Бурдаев («Конец Криворыльска»), Бибиков («Павел I»), Миронов, Петр («Рельсы гудят»). А.И. Пиотровский отметил: в сп. «Яд» «еще раз подтвердилось старое правило о чрезвычайной трудности для актеров старшего поколения нащупать… основной склад новых людей. …Актер Николаев — комсомолец Мохов и Курганов — пред. ГПУ — вот, пожалуй, единственные, у которых звучали интонации нового человека. Но роли это маленькие, и даны они очень обобщенно» (ЖИ. 1925. № 41. С. 5). Курганов был автором литературного монтажа «У великой могилы» (1926), писал об актерах Н. Н. Ходотове, И.Н. Певцове; помогал Н.В. Петрову «советизировать» репертуар АТ, работая с начинающими драматургами. С 1929 по 1932 — заместитель директора АТ. Публиковал в журнале «Рабочий и театр» заметки о влиянии художественного совета на организацию бывшей императорской труппы и о политико-воспитательной работе среди творческих кадров. В 1935 назначен директором театра Мюзик-холл. Др. роли в АТ: царский стремянный («Царь Федор Иоаннович»), 2-й стольник («Борис Годунов»), Вотяков («Старый закал»), Зигфрид Мейер («Гибель Содома»), слуга президента («Коварство и любовь»), Эрман («Флавия Тессини»), Рувим («Уриэль Акоста»), 5-й старец («Царь Эдип»), Зархин («Мандат»). Соч.: Н. Н. Ходотов // РиТ. 1927. № 20. С. 12; Худож. Совет Гос. драмы // РиТ. 1929. № 10. С. 4–5; Наш опыт // РиТ. 1930. № 1. С. 7; Бессмертие мысли // Илларион Николаевич Певцов. М., 1978. С. 228–229. Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Петров Н. В. 50 и 500. М., 1960. С. 278; Владимиров С. В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. С. 26–27; Мнемозина. Вып. 3. М., 2004. С. 304, 577. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 3. Д. 1800. Сбоева, С. Курганов Я.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 394.