Персоналии
Потоцкая Мария Александровна, артистка
Потоцкая Мария Александровна, артистка
Персоналия
Потоцкая Мария Александровна
Годы жизни
06(19).11.1861, Санкт-Петербург - 23.07.1938, Ленинград, похоронена на Смоленском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка Императорских театров (1916)
Период работы в театре
01.07.1892 — 1924, 1926 — 1933
Биография
Из купеческой семьи. Окончила 8 классов Тифлисской женской гимназии, затем драматические курсы Московского филармонического общества. Играла в Киеве, в спектаклях драм. кружка, затем в течение трех сезонов, с 1889 по 1892, выступала в Театре Корша в ролях молодых героинь. В июле 1892 с успехом дебютировала на сцене АТ в ролях Параши («Горячее сердце») и жены профессора («Медовый месяц»). Потоцкую рассматривали как «преемницу» М.Г. Савиной, понравились ее «женственность», «прекрасный, звонкий голос, большой темперамент», «запас непосредственной и живой впечатлительности», хотя отмечали, что «заменить нашу премьершу может только талант, равный ей» (Дневник артиста. 1892. № 4. С. 24), на что Потоцкая претендовать, конечно, не могла. Актриса чрезвычайно подошла по характеру своего дарования сцене АТ, хотя в оценках «новой» критики были слышны нотки раздражения: «Что касается молодых артисток, то между ними особенно выделяется некоторыми характерными чертами Потоцкая. Этой актрисе нельзя отказать в таланте, хотя ее чрезмерная нервичность, несдержанная вертлявость и истерический смех, рассыпающийся горошком и кончающийся однообразным захлебыванием, мешают ей просто и колоритно вычерчивать свои роли» (Сев. вест. 1898. № 8–9. Отд. 1. С. 169. — А. Волынский). Дебют В.Ф. Комиссаржевской спустя четыре года в роли Рози («Бой бабочек»), ранее исполнявшейся Потоцкой, был триумфальным, но некоторые критики отдали предпочтение Потоцкой: «…Если спросить меня, например, кто был бы лучшею Рози, она [Комиссаржевская] или г-жа Потоцкая, которую нельзя считать ни слишком опытной и ни чрезмерно тонкой актрисой, я бы не задумываясь ответил: г-жа Потоцкая, ибо в г-же Потоцкой есть непосредственность, яркость и свежесть чувства, чего нет у г-жи Комиссаржевской…» (Петерб. газ. 1896. 6 апр. — А.Р. Кугель). Второй дебют в комедии «Общество поощрения скуки» Пальерона Комиссаржевская уже, по общему мнению, проиграла Потоцкой, «мастерице играть роли условных театральных персонажей» (Юрьев. Т. 2. С. 27). Но после выступления в «Бесприданнице» Комиссаржевская утвердила свое лидерство и почти вытеснила Потоцкую из репертуара (в сезоне 1898/99 она была занята, например, только в 5 пьесах и далеко не в главных ролях), но после ухода Комиссаржевской из АТ актриса быстро восстановила утраченные позиции. Важным эпизодом в биографии Потоцкой представляется организация ею в 1904 гастрольной антрепризы в Варшаве, в которой участвовали Комиссаржевская, Давыдов и многие другие ведущие актеры АТ. «Потоцкая смотрела на театральное дело в Варшаве, как на своего рода идейную миссию. Она хотела напомнить русской публике об Александринском театре и познакомить польское общество с подлинным русским искусством. Мы же, русские актеры, в свою очередь учились у польских актеров их искусству изящно играть салонные вещи и легкую комедию» (Ходотов. С. 170). Потоцкая сыграла в пьесах Островского: Липочку («Свои люди — сочтемся!»), Варвару («Гроза»), Негину («Таланты и поклонники»), Лидию («Бешеные деньги»), а также Лизу («Горе от ума»), Таню («Плоды просвещения»). Для Потоцкой была возобновлена «Нора» (1900), которая не вполне ей удалась. За время службы в АТ Потоцкая сыграла множество ролей ingénue в пьесах «современной салонной развлекательной драматургии», для которых, как считал Ю. Юрьев, «не требовалось раскрытия образа и глубокого внутреннего чувства. Все эти Любы и Люды, достававшиеся на ее долю, писались по одному и тому же образцу и отличались друг от друга лишь различными сценическими положениями и именами. Потоцкая пленяла в них веселостью, непосредственностью, жизнерадостностью и своим очарованием» (Юрьев. Т. 2. С. 39). Единственным счастливым исключением из привычного амплуа Потоцкой явилось исполнение ею роли Купавы («Снегурочка», 1900), где она «с исключительным мастерством» передавала задушевную жалобу героини, «восхитительно положенную на музыку Чайковского» (Ходотов. С. 162). Долгий творческий путь Потоцкой на сцене АТ с трудом поддается периодизации, поскольку актриса не менялась. Именно за это ее упрекала критика. «Развитие дарования г-жи Потоцкой приостановилось, прежде всего, потому, что она самонадеянно опиралась все время на свои выразительные средства… Представьте от природы подвижное лицо, которое, при малейшем желании, может дать мимическую картину. Это — дар, но именно потому, что это дар, что мимическая выразительность дается так легко, это служит к соблазну и может отучить от стремления к глубокому, всякий раз особенному, по характеру роли, переживанию, и выродиться в мимический шаблон… благодаря легкости получаемого эффекта водворяется, если не следить за собой, рутина, пренебрегающая живой характеристикой лица. Сцена, как и жизнь, больше всего представляет опасности для одаренных натур» (ТиИ. 1903. № 8. С. 180. — А.Р. Кугель). После 1917 Потоцкая осталась в АТ, перейдя на «возрастные» роли, а в середине 1920-х была «уволена в сверхштатные, за сокращением штатов». Роли: Мамаева («На всякого мудреца довольно простоты»), Юлия Тугина («Последняя жертва»), Анна Ивановна («Бедность не порок»), Мирандолина («Трактирщица»), Лиза («Горе от ума»), Глафира Алексеевна («Волки и овцы»), Акулина («Власть тьмы»), Дорина («Тартюф»), леди Фредерик («Леди Фредерик»), Хорошенкова («Изгнание блудного беса»), Эмма Леопольдовна («Джентльмен»), Янетья («Бархат и лохмотья»), Толбухина («Плоды просвещения»), Мария Федоровна («Павел I»), Ксения Михайловна («Огненный мост») и др. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); М.А. Потоцкая // Театр. мирок. 1892. № 37. С. 9; Карачунский Л.М. Наши петерб. артисты: 300 портретов. СПб., 1896. С. 13; Потоцкая: К 35-летию сц. деятельности // РиТ. 1929. № 19. С. 9. Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 856; КР РИИИ. Ф. 63; ЦГАЛИ СПб. Ф. 89. Оп. 1–1. Д. 2. Л. 25 об. Исмагулова, Т. Потоцкая М.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 572-573.