Вернуться
Альтус Ефим Григорьевич, артист, режиссер
Альтус Ефим Григорьевич, артист, режиссер
Персоналия
Альтус Ефим Григорьевич
Годы жизни
1899, Киев - 03.05.1949, Ленинград, похоронен на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссер
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Период работы в театре
1933 — 1935, 1942 — 1949
Биография
Жена — актриса АТ А. Я. Ефимова. Основные роли первого периода: Базаев («Бойцы»), Оуэн Хентер («Вершины счастья»), боцман Кобза («Гибель эскадры»), Ваграм («Ваграмова ночь»). «Е. Г. Альтус прекрасно передает трагическую обреченность современного американского мелкого дельца… даже в период наибольшего подъема веры и сил», — полагал рецензент сп. «Вершины счастья». Он «нарочито суетлив, нарочито громок, нарочито уверен и, срываясь в голосе от неестественного, болезненного бодрячества, уговаривает себя: „заработаю“, „выплачу“, „обязан быть в порядке“… Альтусу удалось показать это возбуждение Оуэна — не от смелости завоевателя… а от опаски, от испуга, от страха, что приходится „идти против всего мира“, когда кругом кризис» (РиТ. 1934. № 23. С. 7). Известность и звание «заслуженный артист РСФСР» получил на службе в Театре им. Ленинского комсомола (Л), гл. обр. за роль Ленина («Человек с ружьем»). «В отличие от своих товарищей, Альтус стремится медленно и постепенно раскрывать образ Ленина, показывая в разных сценах все новые черты», — отмечал И.Б. Березарк (Звезда. 1939. № 1. С. 229). И.Л. Альтман сделал существенное добавление: «Артист как бы не доверял тексту драматурга и полагал, что доброта Ленина заключается преимущественно в конкретном внимании к отдельному человеку, а не в его бешеной ненависти ко всякой эксплуатации… …Альтус превосходно разработал детали, характеризующие Ленина как „частного человека“» (Театр. 1939. № 11–12. С. 32). Примечательно, что такую трактовку актер предложил в 1939. В сезоне 1940/41 поставил на сцене БДТ «Доктора Штокмана» и сыграл в нем главную роль. Е.Л. Финкельштейн считала: «Наиболее интересной и наиболее спорной фигурой является сам доктор Штокман… милый, чудесный, обаятельный человек. <…> В трактовке Альтуса героизма нет», что было принципиально для Альтуса-режиссера (Иск-во и жизнь. 1941. № 2. С. 20–21). Вернувшись в АТ через 8 лет, исполнял по преимуществу вторые роли. Среди них: Градобоев («Горячее сердце»), Крикун («Фронт»), часовщик («Кремлевские куранты»), Альфред Дулитл («Пигмалион»), сэр Оливер («Школа злословия»), Кесслер («Русский вопрос»), Морис («Глубокая разведка»), сэр Генри Мак-Хилл («Заговор обреченных»). Поставил сп. «Школа злословия» (1945). Продолжал сотрудничать с БДТ: был режиссером сп. «Верность» (1947), «Тихий океан» (1949). До войны снимался в кино. Почти все его киноработы были высоко оценены современниками: Самуил Альман, часовщик («Граница», 1935), Ефим Григорьевич, завхоз дома отдыха № 17 («На отдыхе», 1936), троцкист Файвужинский («Шахтеры», 1937), Савелий Миронович Кац («Великий гражданин», 1938–1939) и др. Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Кузнецов Е. Смелость и ординарность // Театр. 1939. № 1. С. 34–39; Головашенко Ю. Образ В. И. Ленина на сцене // Звезда. 1960. № 1. С. 157; Шварц Е. Телефонная кн. М., 1997. С. 11–13. Арх.: АТ (Личная учетная карточка Е. Г. Альтуса). Сбоева, С. Альтус Е.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 75.