Персоналии
Суцепин Владимир Алексеевич, режиссёр
Суцепин Владимир Алексеевич, режиссёр
Персоналия
Суцепин Владимир Алексеевич
Годы жизни
30.04.1937, Свердловск - 2019, Санкт-Петербург
Вид деятельности
Режиссёр
Период работы в театре
Биография
Отец — музыкант Свердловского театра музыкальной комедии. Жена — актриса Нина Ивановна Скоморовская. Окончил в 1959 Студию при Свердловском драматическом театре и был принят в него актером. Сыграл роли: Солнышкин («Дальняя дорога»), Сидорка («Урок дочкам»), Родик («Иркутская история»), Юра Черный и Сева («Цветы живые»), Недоносков («Шутники») Мишка («Опасный возраст»). В 1966 окончил ЛГИТМиК (режиссерский класс Л.С. Вивьена). Диплом защитил в 1972. К работе в АТ Суцепин приступил как режиссер-дипломник — поставил спектакль «Каждому свое» (1966, художественный руководитель постановки - Л.С. Вивьен). В дальнейшем осуществил постановки: «Судебная хроника» (1966), «Доходное место» (1968, художественный руководитель А.А. Музиль), «Мария» (1970), «Пока арба не перевернулась» (1975). Был режиссером спектаклей: «Антигона» (1968, пост. Д.А. Алексидзе), «Человек и глобус» (1969, пост. И.С. Ольшвангер), «Час пик» (1970, пост. Музиль), «Птицы нашей молодости» (1972, пост. И.С. Петровский). Через 5 лет после премьеры «Доходного места» К.А. Щербаков назвал персонажей этого спектакля нетрадиционными, а работу Суцепина обоснованной попыткой «увидеть в пьесе не театральные персонажи, а реальных людей со всеми их заботами, проблемами, болями». Режиссером была «точно разработана система взаимоотношений, основанных на барско-холуйской иерархии, когда каждый человек, желающий удержаться на поверхности, должен уметь одновременно быть и надменным хозяином, и подобострастным слугой». Поскольку в показанном на сцене обществе «первостепенное положение начинают занимать люди, сила которых — в сознательном, хладнокровном отказе от каких бы то ни было нравственных норм», «атмосфера зыбкости, утраченности опор, последовательно нагнетаемая в спектакле, обретает свой окончательный смысл». Главным предвестником перемен в обществе оказывался Жадов — Р.А. Катанский, режиссер и актеры воплощали мысль Н.А. Добролюбова: «...Слабо, должно быть, самодурство, если уж и Жадова стало бояться!.. Ведь это хороший признак!..» (Обретение мужества. М., 1973. С. 147, 148, 151). Спектакль «Мария», посв. очередному парт. съезду, Суцепин решал откровенно публицистически, как непосредственный разговор со зрителем. «Почти все основные персонажи обращались прямо в зал, рассказывая о себе, об отношении к другим, о своих намерениях, вводили в курс событий. В этом была своя емкость, но и несомненно плакатность» (Веч. Ленин- град. 1971. 22 февр. — Г. Бельдыш). В ст. об «Антигоне» Ю.А. Головашенко отметил, что античная трагедия трудна для большинства актеров АТ: «...и пластический язык, и своеобразная жизнь человеческого духа в спектакле далеко не до конца органичны. Театр словно побоялся открыто довериться поэтике древнего трагика с ее специфической условностью». Актерская «„взаправдашняя“ интонация здесь становится неправдивой», «происходит как бы разрисовывание мраморной скульптуры, чтоб статуи были больше похожи на живых людей». При этом отлично решена и сыграна роль Вестника. «Дебютирующий артист В. Баринов с первого своего появления на сцене приковывает внимание. Его молчание более красноречиво, чем громкокипящая речь Креонта [Н. Шашика]. Затаенное потрясение кажется более сильным, чем иные откровенные страсти» (Ленингр. правда. 1968. 20 дек.). Из АТ Суцепин перешел на работу в аппарат Ленинградского горкома КПСС. В начале 1980-х занимал должность директора Ленинградского театра музыкальной комедии, затем — художественного руководителя Ленконцерта, с 1987 — художественного руководителя и директора Ленинградского театра музыкальной комедии. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Смирнов-Несвицкий Ю. «Да» и «нет» молодого режиссера // Смена. 1966. 12 окт. С. 2–3; Персидская О. Имя танкиста — герой // Ленингр. правда. 1966. 7 июня; Новые сп.: «Каждому свое» // Театр. Ленинград.1966. No 24. С. 4–5; Корнилов Ю. «Общественный обвинитель» // Призыв, Владимир. 1966. 16 июля; Горелик Е. «Доходное место» // Ленингр. правда. 1968. 21 июня; Песочинская Н. Рядом с мастерами // ТЖ. 1968. No 16. С. 26–27; Новый сп.: «Антигона» в Театре драмы им. А.С. Пушкина // Театр. Ленинград.1968. No 39. С. 7–8; Александров В. Премьера «Антигоны» // Голос Риги. 1968. 18 дек.; Новые работы: «Пока арба не перевернулась» // Театр. Ленинград.1976. No 2. С. 6–7; В Театре муз. комедии // Театр. Ленинград.1988. No 34. С. 5–6. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 16-с. Д. 140; АТ (Личная учетная карточка; Л. д. В.А. Суцепина). Сбоева, С. Суцепин В.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 706-707.