Вернуться
Нелидов Анатолий Павлович, артист, режиссёр
Нелидов Анатолий Павлович, артист, режиссёр
Персоналия
Нелидов Анатолий Павлович
Годы жизни
03.05.1879, Нижний Новгород - 06.10.1949, Ленинград
Вид деятельности
Артист, режиссёр
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1940)
Период работы в театре
1924 — 1926, 1929 — 1941, 1946 — 1949
Биография
Награжден орденом «Знак Почета» (1939), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Профессиональную учебу начал в московском императорском Театральном училище при Малом театре (1890, у А.П. Ленского), продолжил обучение на курсах при московском Филармоническом обществе. По окончании учебы участвовал в спектаклях Товарищества новой драмы (1903–1904, Херсон, Тифлис), где ставил свои первые спектакли молодой В.Э. Мейерхольд (здесь Нелидов исполнил роли Луки, Фамусова, Прозорова, Сорина, Фирса). Выступления артиста получили благожелательную оценку в провинциальной прессе (см.: Творческое наследие В.Э. Мейерхольда. М., 1978. С. 131, 133–135, 189). В 1905 Нелидова пригласили работать в Театр В.Ф. Комиссаржевской, вероятно, по инициативе Мейерхольда, который, судя по переписке, достаточно высоко его ценил. К Мейерхольду Нелидов обращается с просьбой похлопотать о возобновлении контракта в 1907. Артист играл у Комиссаржевской до ее кончины (1905–1906, 1907–1909). В 1909–1911 вновь вернулся в Тифлис (антреприза В.И. Никулина). В 1911 поступил в Театр Незлобина и проработал в нем до 1921. Здесь он в основном сложился как художественная личность и подготовил обширный репертуар, который во многом (в классических пьесах) позже, в АТ, повторял. Лучшие роли в Театре Незлобина: Журден («Мещанин во дворянстве»), Хлынов («Горячее сердце»), Варравин («Дело»), Рогожин («Идиот»), Филипп («Дон Карлос»). В 1923 Нелидов вступил на короткий срок в труппу Театра Революции (сыграл мультимиллионера Бульмеринга-старшего в «Озере Люль»). К тому времени Театр Незлобина «влили» в Театр Революции. С.М. Эйзенштейн не без насмешки писал, что рядом с «актерами будущего» на Новинском появился «добрый старый Нелидов» и начались воспоминания о спектаклях Театра В.Ф. Комиссаржевской. Участник «Балаганчика» рассказывал о премьере, о Мейерхольде–Пьеро (см: Встречи с Мейерхольдом. М., 1967. С. 221), однако в пестрой и по преимуществу молодой компании Театра Революции не прижился. В том же 1923 Нелидов перешел в Театр МГСПС, где играл в «Норе», «Оводе», «Синем токе» Н.М. Щекотова (см.: Золотницкий. Будни… С. 99, 101). В 1924 Ю. М. Юрьев пригласил Нелидова в АТ. Он дебютировал в «Смерти Пазухина» (Живновский, затем сыграл в том же спектакле Порфирия Пазухина). Это было сложное время для АТ. С одной стороны, режиссеры Л.С. Вивьен, Н.В. Петров, поддержанные молодыми сценографами, использовали гротескные приемы «советского» Мейерхольда, с другой — воспитанная в классических традициях труппа предпочитала игру в традиционной манере. В этой ситуации Нелидов солидаризовался с большей частью александринцев. Поэтому «почвенная», по выражению Д.И. Золотницкого (Акад. театры… 1982. С. 159) игра Нелидова — Живновского вступала в конфликт с оформлением художника М.З. Левина. Аналогичная проблема возникла в «Горе от ума» (1932). Н.В. Петров старался ввести в спектакль, особенно в сцену бала, элементы эксцентрики, кабаре. Нелидов играл Фамусова (в очередь с Б.А. Горин-Горяйновым) в привычном всем академическом стиле. Нелидов вполне вписывался в ансамбль с Ю.М. Юрьевым, М.П. Домашевой, В.А. Мичуриной-Самойловой, К.Н. Яковлевым. Другое дело, что ему постоянно приходилось принимать роли после выдающихся предшественников, в данном случае В.Н. Давыдова. Нелидов ему не подражал, однако собственная трактовка при этом теряла в масштабе. В противовес знатному вельможе Давыдова Нелидов развенчивал Фамусова, кичившегося своим положением, но по сути человека обыкновенного и даже мелкого. Наследуя роль Муромского в «Свадьбе Кречинского», опять-таки после Давыдова, Нелидов лишал своего Муромского душевного тепла, отцовского чувства, а без этого пьеса в значительной степени теряет смысл. Нелидов в это время пробовал себя и в режиссуре: поставил историческую драму «Георгий Гапон» (1926), но неудачно. С.С. Мокульский писал в 1924 о положении старых актеров АТ: «Могучие таланты бродят там в потемках и без подлинного дела.» (ЖИ. 1924. № 51. С. 15). В сент. 1926 договор с Нелидовым был расторгнут в связи с невыходом из отпуска на работу. В это время Нелидов уже подписал договор с киностудией. Он снимался в кино с 1919 («Сон Тараса», 1919, «Морозко», 1924, «Тяжелые годы», 1925, «Карьера Спирьки Шпандыря», 1926, «Катерина Измайлова», 1926, «Поэт и царь», 1927, «Антон Иванович сердится», 1941 и др.). В 1928 Нелидов получил предложение работать во МХАТ 2-м, на сей раз заменяя великого М.А. Чехова. Нелидов играл Муромского в «Деле» по-своему, акцентируя внимание на сценах негодования и протеста и полностью игнорируя трогательность и беззащитность героя (что было гл. для Чехова). Спектакль Б.М. Сушкевича в обновленном варианте надолго в репертуаре не удержался. В 1929 Нелидов вернулся в АТ. Умение актера несколькими штрихами создать выразительный сценический характер, ироничность, владение стихом, общая театральная культура делали его всегда востребованным, особенно в комических, характерных ролях классического и современного западного репертуара. Он переиграл множество ролей в пьесах Островского, Грибоедова, Сухово-Кобылина, Салтыкова-Щедрина, Мольера, Шиллера. Причем образы, созданные актером, могли быть полярными. Так, купец Восмибратов из «Леса» — сильный, целеустремленный циник. Напротив, Крутицкий из «Не было ни гроша, да вдруг алтын» — это слабый человек, утративший гордость, честь и все-таки иногда испытывающий жгучий стыд от своей деградации. В 1930-е репертуар АТ активно пополняется современной советской пьесой, что не могло не отразиться и на судьбе Нелидова. Ему приходилось играть всякого рода партийных руководителей, чиновников в новых спектаклях: секретаря правления колхоза Шляха («Мой друг»), председателя планового отдела Комова («Радость»), чекиста Штанге («Огненный мост»). Он мог изображать босяка Быка («Светите, звезды») и чудаковатого, мягкого интеллигента, профессора Ленчицкого («Бойцы»), кулака Баева («Ярость») и благородного адмирала («Гибель эскадры»). Образ строился прежде всего пластическими средствами, приемами речевой выразительности. Показателен ответ Нелидова на вопрос анкеты секции Гос. Академии художественных наук в 1925 о роли переживания в творчестве актера — «Наше дело создавать иллюзию переживания» (Театр. 1965. № 6. С. 101). Нелидов — мастер, в его палитре было много красок, с помощью которых он был способен создавать разнообразные психологические «маски», однако время требовало масок политических. В Захаре Бардине («Враги») критика хотела увидеть отвратительную фигуру российского буржуа-либерала, а Нелидов изображал расслабленного человека со спутанными мыслями. Надо было давать характеристики с классовых позиций, а Нелидов не умел и не хотел этого. Несмотря на аполитичность, Нелидов играл по-прежнему много, но актерская жадность до ролей заставляла его параллельно работать еще и в Театре «Комедия» (1931–1933). Во время Великой Отечественной войны Нелидов остался в блокадном Ленинграде. Участвовал в шефской работе по обслуживанию армии, играл в военных театрах, выступал на радио. В 1941 в Блокадном театре поставил «Дворянское гнездо», «Коварство и любовь». После войны из-за болезни сердца артист выходил на сцену редко. Среди его ролей 1940-х: Головастиков («Варвары»), патриарх Иов в юбилейной постановке «Бориса Годунова» — последнее выступление артиста. Другие роли: Кутузов («Суворов»), Юсов («Доходное место»), граф де Граншан («Мачеха»), Миллер («Коварство и любовь»), мэр Чикаго («Сенсация»), Симон Дюпле («Робеспьер»), Расплюев («Смерть Тарелкина»), Дробный («Чудак»), Мухояров («Правда — хорошо, а счастье лучше»), приказчик Ипполит («Не все коту масленица»), предместкома («Поединок»), Муш («Болото»), кардинал Ахчелли («Миллион Антониев»), Хеверн («Зыковы»). Соч.: Юность // И. Н. Певцов. М., 1935. С. 100–104; 2-е изд. М., 1978. С. 124–126. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Метальников. В.Д. З. а. РСФСР Анатолий Павлович Нелидов. Л., 1950; Рус. драм. театр: Энцикл. М., 2001. С. 317–318. Арх.: АТ (Л. д. А.П. Нелидова). Соколинский, Е. Нелидов А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 499-500.