Вернуться
Домашева Мария Петровна, артистка
Домашева Мария Петровна, артистка
Персоналия
Домашева Мария Петровна
Годы жизни
02.(14).01.1875, Москва - 08.05.1952, Ленинград, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Народная артистка РСФСР (1951)
Период работы в театре
01.09.1899 — 1941, 1944 — 1952
Биография
Награждена Золотой медалью на Александровской ленте (1913), орденом Трудового Красного Знамени (1939) и медалями «За оборону Ленинграда» (1946) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Сестра Николая Петровича Домашева (1861–1916), солиста балета Большого театра и педагога балетного отд. Московского Театрального училища, и Анны Петровны Домашевой (Сабуровой) (1877–?), актрисы московского Малого театра, петербургского Театра Литературно-художественного общества и Театра В.Ф. Комиссаржевской. Была замужем за артистом АТ Л.М. Назарьевским. В 1893 окончила школу драматического искусства А.Ф. Федотова при Московском филармоническом училище. В 1893–1895 работала в Театре Корша, выступая в амплуа инженю-комик. Здесь сложился ее творческий дуэт с П.Н. Орленевым, продолжившийся затем в петербургском Театре Литературно-художественного общества (Суворинском). Домашева быстро завоевала любовь публики благодаря безграничному сценическому обаянию, заразительной искренности и блистательному владению водевильной техникой. Летние сезоны 1894 и 1895 Домашева провела в труппе В.А. Казанского в Озерках, в 1895– 1899 играла на сцене Суворинского театра роли подростков, субреток и инженю (не только комедийного, но и лирико-драматического плана). С лучшими из них (Верочка «Шутники», Полина «Доходное место», Рози «Бой бабочек») Домашева дебютировала на сцене АТ в 1899 и работала здесь до конца жизни. Неизменно оставаясь любимицей публики, Домашева в дореволюционное время играла ок. 50 спектаклей за сезон. Среди созданных ею сценических образов: Лиза («Горе от ума»), Варя («Дикарка»), Снегурочка («Снегурочка»), Труда («Огни Ивановой ночи»), Марфенька («Девичий переполох»), Людмила («Старый закал»), Анютка («Власть тьмы»), Таня («Плоды просвещения»), Варвара («Гроза»), Зоя («Победа»), Машенька («На всякого мудреца довольно простоты), Клара («Соломенная шляпка»), Любушка («Аз и Ферт»), мисс Анна («Виндзорские проказницы»), Лидочка («Свадьба Кречинского»), Соня («Дядя Ваня»), Липочка («Свои люди — сочтемся!»), Сюзанна («Женитьба Фигаро»). По складу дарования Домашева была скорее «адвокатом», а не «прокурором» своих героинь. Так, в «Грозе», по отзыву рецензента, «прекрасная артистка М.П. Домашева была, конечно, очаровательной, но, может быть, несколько скромной Варварой — без присущего последней удалого цинизма» (Еженед. гос. акад. театров. Петроград, 1923. № 25. С. 5. — Н. Розенталь). Сыгранные Домашевой персонажи несли на себе отпечаток ее индивидуальности, что придавало им особое обаяние. «Ее Марья Антоновна вовсе не была похожа на Лизу из „Горя от ума“, а Лиза — на Полину из „Доходного места“, несмотря на то, что из роли в роль переходили у Домашевой одни и те же характерные интонации, и в каждой новой роли узнать Домашеву было очень легко. Придавая своим героиням собственные индивидуальные черты, Домашева каждый раз убеждала зрителей в том, что именно такой, похожей на нее, Домашеву, должна быть и задорная, сметливая Лизанька, и глупенькая Марья Антоновна, и любая другая из воплощавшихся ею героинь. Так, похожими на Домашеву, они и оставались жить в памяти зрителей, где, говоря словами Толстого, был „записан“ характер цельный, неделимый, вобравший в себя и то, что дал ему драматург, и то, что отыскала в нем актриса» (Борисов А.Ф. Из творческого опыта. М., 1954. С. 255–256). Роли Полины в «Доходном месте» и Марьи Антоновны в «Ревизоре» Домашева играла до преклонных лет. По словам А.Р. Кугеля, Д. и в 50-летнем возрасте «изумительно сохранила и облик молодости, и живость чувств, и взгляд, в котором светится почти юный задор, и шаловливые интонации своего звонкого голоса»; у нее «голос жаворонка, а легкость ее как у ласточки». Однако в этом таилась и угроза искусственного ограничения актерского диапазона: «Пленительные свойства ее индивидуальности выражены с такой определенностью и четкостью, что иногда даже мешали ее сценической карьере. Она слишком хороша была в рамках вострушек, легкокрылых забавниц и наивных девушек. Опасно хороша. Это замыкало тесным кольцом круг ее ролей» (РиТ. 1926. № 16. С. 7). Мнение критика подтверждают сценические персонажи, созданные Домашевой в 1920-е, с переходом на «возрастные роли». Актриса показала высочайший уровень профессионализма в драматических ролях Марфы Тимофеевны («Дворянское гнездо»), где «с большой силой неувядаемого дарования создала яркий и убедительный образ замечательной русской женщины» (Ленингр. правда. 1949. 27 фев.), жены Миллера («Коварство и любовь»), Маргариты («Мачеха»), Марии Евгеньевны («Памятные встречи»), миссис Эйнсворд Хилл («Пигмалион») и в острохарактерных ролях унтер-офицерской вдовы («Ревизор»), Натальи Дмитриевны и княгини Тугоуховской («Горе от ума»). Всего за свою жизнь Домашева сыграла более 360 ролей. В годы Великой Отечественной войны она выступала на сцене Блокадного театра в Ленинграде, в концертах для фронтовиков, постоянно работала на радио в программе «Театр у микрофона», где читала свои прежние роли — Варю, Лизу, Марью Антоновну. Лит.: ССД; ТЭ; Репертуар АТ (ук.); H. nov. [Кугель А. Р.] АТ // ТиИ. 1902. № 52. С. 106; Морщихин С. «Памятные встречи» в театре им. А.С. Пушкина // Ленингр. правда. 1946. 15 янв.; Малютин Я. О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 90–96; Юрьев, 2 (ук.). Варламова, А. Домашева М.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 266-267.