Персоналии
Всеволодский (Гернгросс) Всеволод Николаевич, артист, режиссер, драматург, исследователь театра
Всеволодский (Гернгросс) Всеволод Николаевич, артист, режиссер, драматург, исследователь театра
Персоналия
Всеволодский (Гернгросс) Всеволод Николаевич
Годы жизни
13 (25).09.1882, Каменец-Подольск - 26.10.1962 Москва, похоронен на Введенском кладбище.
Вид деятельности
Артист, режиссер, драматург, исследователь театра
Период работы в театре
1908 — 1914 (1913)
Биография
Настоящая фамилия Гернгросс, научные труды подписывал Всеволодский-Гернгросс. Сын камер-юнкера «Двора Его Императорского Величества» Николая Андреевича Гернгросса и «бывшей оперной артистки». Еще 10-летним мальчиком участвовал в любительском сп. «Ванька-ключник» вместе с матерью. После окончания гимназии в 1900 поступил в Горный институт в Петербурге «по заводскому разряду», где также увлекался декламацией, участвовал в литературных вечерах и студенческих любительских спектаклях. Окончил институт в 1909 с отличием и получил «звание горного инженера». Одновременно обучался (с 1904) на драматических курсах Поллака, затем на Драматических курсах петербургского императорского Театрального училища и служил статистом в АТ. В 1908 был принят в русскую драматическую труппу «с зачетом двух лет занятий на драматических курсах» (в классе Ю.Э. Озаровского), которые успешно окончил со званием «неклассного художника». В АТ выступал в небольших ролях: Юрия Вершилина («Вожди»), Курта Энгельбрехта («Старый Гейдельберг»), Вестника («Эдип в Колоне») и др. Тогда же увлекся исследовательской работой и поступил вольнослушателем в Петерб. университет на историко-филологический факультет, а также получил допуск к работе в архивах с целью «составить памятную книгу о театральном образовании» (РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 719. Л. 15). С 1910 публиковал ст., связанные с историей театр. зданий в России (Старые годы. 1910. № 2. С. 3–26; № 3. С. 18–25; ЕИТ. 1910. Вып. 7. С. 1–26; Вып. 8. С. 1–30), освещал «исторические» театральные сюжеты (ЕИТ. 1912. Вып. 1. С. 9–34; ЕИТ. 1913. Вып. 3. С. 1–34; Вып. 4. С. 40–62; Вып. 6. С. 35–76). В 1912 вышла его кн. «Театр в России в эпоху Отеч. войны», через год — «История театр. образования в России», а также «Двадцатипятилетие драм. курсов при Имп. Санкт-Петерб. театр. уч-ще, 1888–1913», с указателем «лиц, обучавшихся на Драматических курсах», и портретами педагогов, один из которых, Ю.М. Юрьев, назвал В. своим «учеником» (Юрьев. Т. 2. С. 295). Получив уведомление о том, что «оставление вас на службе не входит в предположение Дирекции», В. покинул театр в конце 1913. Поступил в труппу Ф.А. Корша, где прослужил три сезона. В 1916 и 1917 участвовал в антрепризе К.Н. Незлобина (в театре на Офицерской ул.), а также продолжил исследовательскую работу в обл. истории театра в Институте истории искусств на только что созданном отд. (разряде) истории театра (с 1925 возглавлял Комитет по истории русского театра и заведовал кабинетом по истории и теории театра), куда В. принес «с собой где-то ранее составленную библиографическую картотеку по истории русского театра, которую тут стали с чрезвычайной энергией и быстротой развивать» (Зубов В.П. Страдные годы России. М., 2004. С. 105). С 1918 сотрудничал с Петрогр. отд. ТЕО Наркомпроса и выступал как актер на сцене Коммунального театра, а также принял участие в премьере Театра трагедии «Макбет» (роль Росса). В 1919 создал Институт живого слова, которым руководил до 1923. Здесь готовились разл. специалисты — от актеров до лекторов, при вузе работала также студия, в которой В. поставил «Снегурочку» Островского и «Потонувший колокол» Гауптмана. На базе студии в 1923 возник Гос. Экспериментальный театр (ГЭТ). В театре шли: «Земля» В. Брюсова, «Небожественная комедия» З. Красинского, «Читра» и «Жертвоприношение» Р. Тагора, «Строитель Сольнес» Г. Ибсена, «Что делать?» по роману Н. Г. Чернышевского. В. написал текст и поставил здесь «Обряд русской народной свадьбы» (по этнографическим материалам сев. губ.). Этот спектакль имел успех, а П. Марков назвал его «первой попыткой дать строгую и научно обоснованную сценическую иллюстрацию свадебного обряда» (О театре: В 4 т. М., 1976. Т. 3. С. 181). В 1930 В. создал Этнографический театр при Рус. музее (просуществовал до 1932). Здесь он выступил и как драматург, поставив свою пьесу «Цыганская дорога». С 1914 работал над монументальными трудами по истории рус. театра. Начало положили главы, написанные им для «Истории русского театра» под ред. В.В. Каллаша и Н.Е. Эфроса (1914), затем последовали двухтомник «История русского театра» (1929), «Краткий курс истории русского театра» (1936). Итогом его работы явились два тома — «Русский театр. От истоков до сер. XVIII в.» (1957) и «Русский театр второй пол. XVIII в.» (1960), позже они составили 1-й том 7-томной «Истории русского драматического театра» (1977). С 1944 В. жил и работал в Москве, где преподавал в ГИТИСе, был сотрудником Гос. научно-исследовательского института театра и музыки. Др. роли: Тирстан мудрый («Гризельда»), Барклай-де-Толли, Монтрезор («Двенадцатый год»), Молодой адвокат («Живой труп»), Вельвицкий («Завтрак у предводителя»), Георг, герцог Кларенс («Ричард III»), Бен Иохай («Уриэль Акоста»), Чужеземный рыцарь («Шут Тантрис»), Георг фон Гартви («Огни Ивановой ночи»). Лит.: ТЭ; БСЭ; СПбГАТИ СИ (ук.); Некр.: Сов. культура, 1962, 27 окт.; Данилов, С.С. В.Н. Всеволодский-Гернгросс: К 30-летию театроведческой деятельности // Иск-во и жизнь. 1940. № 10. С. 48; Андреева Т.И., Сомова О.В. Забытый эксперимент: (Из истории этнографического театра) // Сов. этнография, 1985, № 2. С. 83–90; Дмитриев Ю. Историк рус. театра // Вопросы театра, 1970. М., 1971. С. 211–225; Из истории сов. науки о театре. 20-е гг. М., 1988. С. 318–322; Харламова В.А. От ред. — составителя // Всеволодский-Гернгросс В.Н. Театр в России при имп. Елизавете Петровне. СПб., 2003. С. 315–324. Арх.: РГИА. Ф. 468. Оп. 14. Д. 2991; Оп. 17. Ч. 1. Д. 1243; Ф. 472. Оп. 43. Д. 23. Л. 43–49; Ф. 484. Оп. 1. Д. 1654; Ф. 497. Оп. 5. Д. 719; Оп. 9. Д. 1313; Ф. 707. Оп. 1. Д. 95. Исмагулова, Т. Всеволодский (Гернгросс) В.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 187-188.