Вернуться
Мгебров Александр Авельевич, артист, режиссёр, мемуарист
Мгебров Александр Авельевич, артист, режиссёр, мемуарист
Персоналия
Мгебров Александр Авельевич
Годы жизни
02.(14).03.1884 - 11.06.1966, Ленинград, похоронен на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссёр, мемуарист
Период работы в театре
1921-1924, 1930-1931, 1939-1956
Биография
Жена — актриса АТ В.В. Чекан. Дочь — актриса АТ В.А. Мгеброва. Сын царского генерала Авессалома-Авеля Ивановича Мгеброва. Окончил Кадетский корпус в Москве (1902), Михайловское артиллерийское училище в Петербурге (1904), драматические курсы Рапгофа (1907). Впервые начал играть в гастрольной труппе П.Н. Орленева. Выступал на сцене МХТ (1907–1908), в Театре В.Ф. Комиссаржевской (1908–1910), Старинном театре (1910–1912), в Театре РСФСР 1-м (1920–1921). Работал п/р Станиславского, Ф. Комиссаржевского, Вс. Мейерхольда (в частности, играл Звездочета в «Незнакомке» и Пророка в «Зорях»). Снимался в кино, в т. ч. у С.М. Эйзенштейна (Патриарх в «Иване Грозном»), в роли Державина («Юность поэта»). Руководил Театром «Арена Пролеткульта» (1918–1919), Первым рабочим рев. Героическим театром (1919–1920), «Мастерской по изучению Островского и Шекспира» (1924–1935). В АТ поступил по рекомендации Мейерхольда. Основные роли: Легро («Ночь», 1922), Франсуаз Поль («Монарх»,1922), царь Федор (в возобновленной пост. «Царь Федор Иоаннович», 1923), Арнольд («Михаэль Крамер», 1924), Несчастливцев («Лес», 1939), Дункан («Макбет», 1940), Тараканов («Зыковы», 1940), Нароков («Таланты и поклонники», 1943), Дунькин муж («Варвары», 1946), Пимен («Борис Годунов», 1949), Менделеев («Победители ночи». 1950), Ланжэмен («Гражданин Франции», 1952), Шарль Делеклюза («Измена нации», 1953). Из ролей, сыгранных Мгебровым в АТ, отражена на кинопленке только эпизодическая роль музыканта в «Живом трупе» (1950). Мгебров — актер интуитивист, много взявший от своего первого учителя, П. Орленева. Школа Орленева особенно сказывалась в центральных ролях Мгеброва на сцене АТ: царь Федор и Несчастливцев. Главное для Мгеброва — добиться экстаза, озарения. Наиболее значительным образам Мгеброва была свойственна классическая величавость и благородство, экзальтированность и налет мистицизма. Все это вместе с высокой фигурой, аскетичным, крупной лепки лицом, сильным голосом делали его незаменимым в ролях пророков, волхвов, патриархов. Чаще всего его привлекали к ролям, требующим необычности облика, поведения, утонченности. Соч.: Воспоминания артиллерийского офицера. М., 1929; Жизнь в театре. Т. 1–2. Л., 1929–1932. Лит.: ТЭ; Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. М.; Л., 1963. Т. 7. С. 155; Веригина В. П. Восп. Л., 1974. С. 174–208; Золотницкий. Зори… (ук.); Соколинский Е. Александр Мгебров в театре собственной жизни // Соколинский Е. Странные люди. Странные спектакли. СПб., 2015. С. 17–25. Арх.: СПбГМТиМИ (Статьи «Гамлет» в Акад. театре драмы им. Пушкина, «Двенадцатая ночь» — рукописи). Соколинский, Е. Мгебров А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 458-459.