Художественный руководитель вильнюсского театра ОКТ (Oskaras Koršunovas Theatre — Театр Оскараса Коршуноваса). Лауреат Литовской национальной премии за достижения в области искусства и культуры (2002), премии «Новая театральная реальность» (2006), вручаемой в рамках Европейской театральной премии, и др.; Кавалер французского Ордена Искусства и литературы (2009).
Окончил Литовскую академию музыки (ныне Литовская академия музыки и театра) в 1993 (режиссерская мастерская Й. Вайткуса). В начале режиссерского пути ставил спектакли по текстам обэриутов Д. Хармса и А. Введенского. Принципиальные для Коршуноваса спектакли периода 1990-х — «P. S. File O. K.» по пьесе С. Парулскиса и «Роберто Зукко» Б.-М. Кольтеса, поставленные в Национальном драматическом театре Литвы. В 1998 Коршуновас основал ОКТ и с этого времени ставит преимущественно в этом театре.
В репертуарном отношении режиссера привлекает мировая классика, отдельная линия в его творчестве — шекспириана: «Сон в летнюю ночь» (1999), «Ромео и Джульетта» (2003), «Гамлет» (2008), «Миранда» (по мотивам «Бури», 2011) и др. Ключевыми спектаклями последних лет стали постановки по русской «новой драме»: «На дне» (2010) М. Горького и «Чайка» А. Чехова (2014). В то же время Коршуновас всегда вдохновляла новейшая драма — тексты М. фон Майенбурга, С. Кейн, М. Равенхилла, бр. Пресняковых. Как приглашенный режиссер он активно ставил за пределами Литвы, например: «Смерть Тарелкина» в московском театре «Et Cetera» (2005), «Укрощение строптивой» в «Комеди Франсез» (2007) и АТ и др.
Спектакли Коршуноваса — подходящий материал для исследования театра рефлексирующего, стремящегося «говорить» о себе самом. Сегодня режиссеры все чаще покидают художественную территорию, обращаясь к документу, факту, неотшлифованной действительности; в то время как Коршуновас постоянен в своем интересе к природе театра, извечному гену игры, актеру как лицедею. Выражение «весь мир театр, а люди в нем актеры» для режиссера отнюдь не отвлеченно, и неспроста он чаще всего обращался к шекспировской драматургии.
«Отношения театра с жизнью, кажется, всегда вызывали у Оскараса Коршуноваса острый интерес» (ПТЖ. 2010. № 4. С. 8. — Ю. Барбой). Он ставит о том, как роли играются на подмостках и как — в жизни, как театр и действительность оборачиваются друг другом. Закономерно, что Коршуновас часто обращается к пьесам с рамочной композицией, предполагающей «театр в театре». В его спектаклях одни персонажи как бы режиссируют реальность для других, и эта иллюзорная реальность оказывается западней, «мышеловкой».
Д. Годер заметила о Коршуновасе: «…театралы его высоко ценят за всегда эффектную и жесткую форму, напряженный ритм, за пластичных, тяготеющих к эксцентрике актеров» (Время новостей. 2010. 14 сент. С. 6). Однако «Укрощение строптивой» критики в большинстве своем приняли довольно холодно, сетуя на избыточность сценических средств, затуманившую режиссерскую мысль, рыхлость формы, буксование по ритму. Впрочем, Ю. Барбой писал: «Энергия этого изящного спектакля так брутальна, что не позволяет заметить многое из того, к чему можно бы и следовало бы придраться» (ПТЖ. 2010. № 4. С. 10). В любом случае, «Укрощение строптивой» важно для понимания поисков Коршуноваса. Режиссер акцентировал финальную мизансцену — эффектное появление Катарины в облике королевы эпохи Возрождения. Петруччо, несущий за ней длинный шлейф, залезает под него, и вскоре из-под шлейфа «выпрастывается Слай-человек, дитя природы (и брака) и, подобно новорожденному Адаму, ищет опоры на земле» (ИД. 2010. № 39. — Е. Горфункель). Аллегорический язяк понадобился режиссеру, чтобы высветить суть сюжета: Его Величество Театр в лице Катарины и Петруччо переродил пьяницу-невежду в нового Человека, которому придется заново учиться ходить. В финале Лорд, стоя на самом верху сценической конструкции, у двери, распахнутой куда-то в вечность, кажется Творцом, который с улыбкой взирает на смешных актеров своего театра.
Очевидно, что в спектаклях «На дне» и «Чайка» режиссер тяготеет не столько к рефлексирующему театру, сколько к театру межчеловеческих отношений, и это в немалой степени связано с пространством сцены; условие пространства вообще одно из решающих для Коршуноваса. Есть закономерность в том, что до АТ он поставил «Укрощение строптивой» в «Комеди Франсез»: смысл спектакля резонирует со «старинным многоярусным театром» как таковым. В одном из интервью режиссер заметил, что зал Карло Росси — с его умышленной красотой — по самой своей природе располагает к театральности.
В ОКТ «На дне» и «Чайка» идут в нетрадиционном для театра пространстве — в камерном зале без подмостков, напоминающем тоннель. Актеры находятся от зрителей на расстоянии вытянутой руки. Здесь исключена возможность сделать местом действия сам театральный космос, как в «Гамлете» или «Укрощении строптивой». Вместо гипертрофированной театральности — предельный минимализм. Там, где само пространство размывает грань между жизнью и театр. иллюзией, режиссер ставит в большей степени межчеловеческие проблемы, разворачивается к действительности; образно говоря, разламывает рампу. Эти спектакли априори аскетичны в плане внешних средств. Содержательный интерес к механизму театра, самому процессу игры, к отношениям «актер — роль» нередко сопрягается в спектаклях Коршуноваса со сложными психологическими связями между персонажами, равно как и с философскими, бытийными вопросами.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Люга А. Лицом к лицу с иным // ПТЖ. 2008. № 4. C. 80–84; Мы любим, пока мы можем играть / Беседовала Л. Шитенбург // ИД. 2010. № 38; Бартошевич А. Шекспир вне закономерности / Беседовала Е. Дмитриевская // Экран и сцена. 2010. № 18. С. 8–9; Герусова Е. Эпоха вырождения // Коммерсантъ. 2010. 20 сент. С. 14; Горфункель Е. Укрощение Шекспира // ИД. 2010. № 39; Давыдова М. Шекспир без меры // Известия. 2010. 13 сент. C. 9; Егошина О. На пятачке замысла // Новые известия. 2010. 14 сент. C. 4; Токарева М. «Укрощение», или Своя игра // Новая газ. 2010. 15 сент. C. 21; Третьякова Е. За Вильяма нашего, за Шекспира // ПТЖ. Офиц. сайт. 15.09.2010; Авраменко Е. «Мы попали в запендю…», или «Мышеловки» Оскараса Коршуноваса // ПТЖ. 2014. № 4. С. 42–45.
Авраменко, Е. Коршуновас О. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 374-375.
Читать далее