Вернуться
Гзовская Ольга Владимировна, артистка, режиссер, театральный педагог
Гзовская Ольга Владимировна, артистка, режиссер, театральный педагог
Персоналия
Гзовская Ольга Владимировна
Годы жизни
11(23).10.1883, Москва - 02.07.1962, Москва, похоронена на Введенском кладб.],
Вид деятельности
Артистка, режиссер, театральный педагог
Период работы в театре
Биография
По 1-му мужу Нелидова, по 2-му — Гайдарова. Родом из дворян, отец — чиновник московской таможни. В 1891– 1899 училась в 1-й московской Мариинской гимназии. Тогда и определились ее театральные увлечения. В 1899–1902 участвовала в деятельности «Кружка любителей драматического искусства». На театральное поприще ее благословила старейшая актриса Малого театра Г.Н. Федотова. Дебютировала в роли Сильветты в «Романтиках» в московском Охотничьем клубе в 1902. Училась в школе при императорском Малом театре в классе А.П. Ленского и А.М. Невского (1902–1905). Была замечена М.Н. Ермоловой и выбрана для роли Эрики в пьесе «Молодежь» М. Дрейера, что позволило Г. перейти на 3-й курс и раньше окончить школу. В сент. 1905 была зачислена в труппу императорского Малого театра, где ее приняли доброжелательно, оценив внешние данные, оригинальное актерское дарование, молодой задор и природное изящество. Через два месяца сыграла роль Ариэля в «Буре» Шекспира, а в 1906 в ее репертуаре появились роли: Теа («Праздник жизни»), Ирэн («Золотое руно»), Клерхен («Вечерняя заря»). В 1907–1908 Г. стала самой перспективной актрисой Малого театра, на нее возлагались огромные надежды. Ее репертуар расширился: Наташа («Над жизнью»), Беатриче и Дездемона («Много шуму из ничего» и «Отелло»), Кэтти («В старом Гейдельберге»). В июле 1908 вышла замуж за управляющего труппой Малого театра В. Нелидова и вынуждена была в сент. 1908 уйти из театра, т.к. по правилам браки между чиновниками дирекции императорских театров и подчиненными актрисами не поощрялись. Гзовская оказалась без работы, но не растерялась и предприняла поездку по юго-западу России. Апогеем гастрольного турне (1908–1909) были ее выступления в Петербурге на сцене АТ, где она сыграла лучшие свои роли: Теа и Эрики. Эти гастроли едва не закончились переходом актрисы в АТ (пришло приглашение директора императорских театров перейти на службу). Этого хотела и М.Г. Савина. Но в мае 1909 Гзовская вернулась в Малый театр и включилась в работу, сыграв Марину Мнишек («Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский»), леди Мейбл Чилтерн («Идеальный муж»), Клеопатру («Цезарь и Клеопатра»), Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Путаницу (одноим. пьеса Ю. Беляева). Летом 1907 в Ессентуках Гзовская встретилась с К.С. Станиславским, стала его ученицей, перешла в труппу МХТ (с сент. 1910). Актриса была одной из самых ярких «звезд» театра. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко доверяли ей труднейшие роли репертуара: Екатерины Ивановны («Братья Карамазовы»), Тины («Miserere» С. Юшкевича), Офелии («Гамлет»), Веры Либановой («Где тонко, там и рвется»), Туанеты («Мнимый больной»), Мирандолины («Хозяйка гостиницы»), Софьи («Горе от ума»), Лауры («Каменный гость»). Сложилось мнение, что талант Гзовской — преимущественно ярко-эмоциональный и проявлялся скорее внешне, чем внутренне, что помогло актрисе найти ключ как к драматическим, так и к комедийным образам ее репертуара. На сцене МХТ Гзовская тяготела к созданию моноспектаклей. Успешно выступала на гастролях в Праге (в мае-июне 1910), в Австрии (1912–1913), сыграв Саломею (в одноим. пьесе О. Уайльда), Нору («Кукольный дом»), Ларису Огудалову («Бесприданница») и др. Выступала в разных жанрах на эстраде, где читала стихи и танцевала (училась у Айседоры Дункан). Вечера мелодекламации, мелопластики проходили под симфоническую музыку (дирижеры С. Рахманинов, А. Аренский, С. Кусевицкий). Однако Гзовская выбивалась из ансамбля художественников. Пользуясь влиянием на Станиславского, нежно любившего актрису, она претендовала на единоличное «премьерство». А когда ее желания получили отпор, предпочла покинуть МХТ (май 1917) и вновь вернулась в труппу Малого театра. Гзовская стала одной из первых звезд русского кино. Дебютом была роль Мары Крамской (в одноименном фильме режиссера В. Изумрудова-Гарлицкого, 1915). Снималась много, сыграла роли: Лены Рокотовой («Женщина с кинжалом», 1916), дочери помещика («Тася», 1916), Наташи («Ураган», 1916), панны Мэри (одноим. фильм Я. Протазанова, 1916), Тани («Шквал», 1917), Анели («Ее жертва», 1917), революционерки Ольги Перновской («Не надо крови», 1917) и др. На сцене Малого театра Гзовская повторила весь свой репертуар, играя грибоедовскую Софью, уайльдовскую Саломею, лишь роль Лидии Чебоксаровой в «Бешеных деньгах» была новой. Небывалый успех в кино все более уводил Г. от театра. В 1919 она покинула Малый театр, став гастролершей, но все же продолжала играть разовые сп. «Хозяйка гостиницы» в МХТ со Станиславским. В это время начала пед. деятельность: преподавала в вахтанговской студии, создала студию Ф.И. Шаляпина и руководила ею, помогала Станиславскому в деятельности Оперной студии. В 1920 отправилась в поездку по фронту с концертной программой. В нояб. 1920 уехала за рубеж (в Эстонию) на гастроли, получив разрешение Луначарского. Гастроли затянулись на двенадцать лет. Вскоре Гзовская развелась с Нелидовым и вышла замуж за В.В. Гайдарова (1926). Продолжала сниматься в кино: Ольга в фильме Г. Азагарова «Любите жизнь» и Псиша в одноим. фильме Ю. Ларина. Занялась театр. режиссурой, поставив оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» П.И. Чайковского в Берлине. Г., как и Гайдаров, оставалась за границей сов. подданной. В марте 1932 Г. с мужем вернулась на родину. В нач. они работали в концертных орг-циях Москвы (ГОМЭЦ). В 1933 снялись на кинофабрике «Украинфильм» в фильме Я. Уринова «Степные песни». В нояб. 1934 супруги переехали в Ленинград. Сначала попали в театр Комедии (1934–1935), где репетировали роли Катарины и Петруччио в «Укрощении строптивой», но роли отдали др. артистам, и они покинули театр. Гзовская и Гайдаров вынуждены были искать заработок везде, где это возможно. Выступали в лектории массового отд. Ленсовета, в филармонии, где показывали постановки лит.- худож. композиций: «Дуэль и смерть поэта», «Добролюбов и его время», «1918 год» А.Н. Толстого и др. В 1939 Гзовская поступила в труппу Театра им. Ленинского комсомола (Л), репетировала роли Катарины и Мамаевой. Репетиции были доведены до ген., но началась Великая Отечественная война. В авг. 1941 вместе с мужем, ставшим актером АТ, была эвакуирована в Новосибирск, где приняла активное участие в организации молодежного театра. В марте 1943, находясь в эвакуации, Гзовская была зачислена в труппу АТ. Ее ввели на роль старухи-нищей в сп. «Кремлевские куранты» (т.к. заболела Е. Корчагина-Александровская). Г. поставила в Новосибирском молодежном театре «Самодуров» К. Гольдони, «Домик в Черкизове» А. Арбузова, осуществила постановку концертного исполнения «Травиаты» Дж. Верди. В 1944 вернулась вместе с АТ в Ленинград. Ее актерская судьба в АТ не задалась. После блистательной карьеры ведущей драматической актрисы Малого театра, МХТ, Гзовская лишена была в АТ возможности столь же активно творить. Ей не давали роли, но актриса не сдавалась и много выступала на эстраде, где вместе с Гайдаровым создала сп. «Пер Гюнт», «Анна Каренина» и др. Композиция по пьесе Г. Ибсена сопровождалась муз. Э. Грига (дирижеры Е. Мравинский, К. Элиасберг, А. Янсонс). АТ не использовал уникальный дар Гзовской, умевшей создавать эффектные образы, полные драматического или игриво-комедийного содержания. Лишь в нач. 1950-х актрисе были предложены две эпизодические возрастные роли: миссис Эйнсфорд Хилл в пьесе «Пигмалион» Б. Шоу (1952) и Арсеньевой в драме Б. Лавренева «Лермонтов» (1953). В последней роли актриса показала своенравность своей героини, породистой, чопорной, сухой. В 1956 серьезно заболела и ушла на пенсию. Лит.: Станиславский К.С. Собр. соч.: В 8 т. М., 1960. Т. 7 (ук.); Ольга Владимировна Гзовская. Пути и перепутья. Портреты: Ст. и восп. об О.В. Гзовской. Л., 1976; Немирович-Данченко Вл.И. Избранные письма: В 2 т. М., 1979 (ук.). Арх.: РО РНБ. Ф. 1342 Гайдаровых В.Г. и Н.В., Гзовской О.В. Лопатин, А. Гзовская О.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 200-201.