Вернуться
Рубанов Владимир Александрович, режиссер
Рубанов Владимир Александрович, режиссер
Персоналия
Рубанов Владимир Александрович
Годы жизни
26.11.1946 - 03.07.2014
Вид деятельности
Режиссер
Звание
Заслуженный деятель искусств РФ
Период работы в театре
Биография
Учился в ЛГИТМиКе (режиссерский класс А.А. Музиля, выпуск 1978), защитил диплом в 1979. В АТ поставил сп. «Моя любовь Электра». Премьера состоялась в Эрмитажном театре. Режиссер-дипломник «стремился приблизить решение спектакля к античным образцам. Это сказывается и в особой пластике жестов и поз, и в ритмике сценического действия, и в истинно трагическом накале страстей. Наиболее сложная задача выпала на долю молодого актера А. Маркова, исполняющего образ „хора“. Этот „хор“ все время присутствует на сцене и остается невидимым для действующих лиц, он, как и они, пытается постичь истину, то повторяя их реплики, то с оттенком иронии, а порою грусти, тревоги, сомнения, то в них ищет ответа — как поступить в том или ином случае, вовлекая зрителей в „соразмышление“» (Театр. Ленинград. 1979. № 20. С. 6). «Дипломная „Электра“ была сделана твердой рукой и не производила впечатления первого робкого опыта, — отмечала Е.Э. Тропп. — Я видела спектакль через пять лет после премьеры, когда он — не Рубановым — был перенесен из прелестного зала Эрмитажного театра на Александринскую сцену. Даже прилизанная под академический стандарт постановка запомнилась надолго. Спектакль был красив, строг, сдержанно страстен» (ПТЖ. 1993. № 1. С. 89). В том же 1979 Рубанов взялся за руководство свердловским ТЮЗом. Упорно овладевал профессией, ставил А.П. Чехова и А.В. Вампилова, создавал свою «команду», вел актерский курс в театральном институте. С 1986 был художественным руководителем омского ТЮЗа. «Жесткий, умный, ироничный режиссер», «не романтик, а труженик», который «сохранил в себе вечное детство», Рубанов не боялся приглашать в свой коллектив режиссеров высоко профессиональных, «упорно и планомерно строил Театр», — к такому выводу пришла критика 6 лет спустя (Экран и сцена. 1992. № 23. С. 11. — И. Амитон). Поставил в ТЮЗе сп. «Пролетарская мельница счастья» (1986), «Прощай, овраг» (1987), «Укрощение строптивой» (1988), «Одержимая» (1988), «Любовь, любовь, любовь» (1989), «Вишневый сад» (1991), «Золушка» (1992), «Сердце» (1992), «Бременские музыканты» (1993), «Горящий светильник» (1995), «Урфин Джюс» (1996), «Утиная охота» (1997), «Сказка о царе Салтане» (1999). В 1991 в театре Комедии Рубанов выпустил новую редакцию «Укрощения строптивой». В 1999 на сцене Томского драматического театра показал спектакль «Прощание в июне» — «композицию для героя с хором». Рецензент спектакля отмечала: хор, «во-первых, все знал (как автор), во-вторых, как бы соединял сцену и зрителей своей оценкой, реакцией на происходящее с героем и, главное, оставался (как зритель) только свидетелем — ничего не мог изменить… создавая свой, почти бессловесный собственный театральный ряд, насыщая „Прощание“ бесконечной выдумкой, теплым и умным юмором, многообразными импульсами», возникало «современное интеллектуально-игровое зрелище» (ПТЖ. 2002. № 27. С. 110. — В. Головчинер). В дальнейшем являлся главным режиссером Свердловского академического театра драмы, где осуществил пост.: «Цилиндр» (2002), «Женитьба Бальзаминова» (2004), «The Playboy, или Удалой молодец — гордость Запада» (2004), «Сказка о царе Салтане» (2005), «Кабала святош» (2007). Продолжал с успехом сотрудничать со многими российскими театрами. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 246; Репертуар АТ (ук.); Лисицын А. В зале Эрмитажного театра // Веч. Ленинград. 1979. 20 июня. С. 3; В Эрмитажном театре // Театр. Ленинград. 1979. № 20. С. 5–6; Тропп Е. «Актеры, правьте ремесло» // Веч. Петербург. 1991. 5 нояб. С. 3. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 46-с. Д. 168. Сбоева, С., Башловкина, М. Рубанов В.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 608-609.