Вернуться
Панич Юлиан Александрович, артист, режиссер, чтец
Панич Юлиан Александрович, артист, режиссер, чтец
Персоналия
Панич Юлиан Александрович
Годы жизни
23.05.1931, Зиновьевск УССР
Вид деятельности
Артист, режиссер, чтец
Звание
Заслуженный деятель искусств РФ(1996)
Период работы в театре
Биография
Окончил в 1954 Театральное училище им. Б.В. Щукина. В дипломных спектаклях играл Любима Торцова («Бедность не порок»), Бориса Годунова («Царь Федор Иоаннович»), Малько («Далекое»). В 1953, еще студентом, начал выступать на сцене Театра им. Ленинского комсомола (М). Играл Антона («Колесо счастья»), Задорова («Дети Авроры»), Павлика («Годы странствий»). В 1954 Панич впервые появился на киноэкране — в роли Карабанова («Педагогическая поэма») и сразу получил признание зрителей. Снялся в картинах: «За власть Советов» (Святослав), «Всего дороже» (Роман Бакланов), «Разные судьбы» (Федя Морозов) и др. С 1955 по 1957 работал в Театре-студии киноактера. В труппу АТ Панич вошел будучи известным киноактером и был сразу введен на роль Алексея в «Оптимистической трагедии». Участвовал в новой пост. «Город славы» — играл рабочего, позже 3-го ведущего. Затем его репертуар пополнили роли: Стаматеску («Титаник-вальс»), Виктор Петрович Бельчиков («Походный марш»), грек («Бег»), Доржи Зондаев («Сын века»), Нестор Бетаров («Нарушенный покой» («Здесь пронеслась любовь»)), молодой адвокат («Живой труп»), Хеппи («Смерть коммивояжера»), Виталий Максимович Кинжалов («Весенние скрипки»). Из АТ актер ушел, чтобы работать с Е.Л. Шифферсом — режиссером творчески близких ему устремлений. В его постановках сыграл Меркуцио и Ромео («Ромео и Джульетта»), Падуру («Маклена Граса») на сценах ленинградских театров — им. Ленинского комсомола (1961–1965) и Драмы и комедии на Литейном (1965–1966). В Театре им. Ленинского комсомола выступал также в ролях Валерика («Проводы белых ночей»), Алексея Жмакина («Один год»). Шифферс, обвиненный в «формализме», был лишен возможности работать в ленинградских театрах и уехал в Москву. Панич продолжал работать в Ленинграде: с 1966 снимал фильмы на Ленинградском телевидении, лучшим среди них был «Проводы белых ночей» (1969). В Москве был режиссером объединения «Экран» (1969–1972). В 1972 П. покинул СССР, в 1972–1995 жил в Мюнхене. В 1972 начал работать на радио «Свобода»: прочел в эфире Нобелевскую лекцию А.И. Солженицына, затем гл. «Архипелага ГУЛАГ». Вел литературную программу «Экслибрис»; в 1990-е инициировал создание «Театрального зала „Свободы“», где было записано 38 радиоспектаклей с участием И.М. Смоктуновского, О.И. Борисова, И.М. Чуриковой, О.П. Табакова. В 1980 осуществил в Нью-Йорке пост. «Сирано!» по Э. Ростану. С 1996 живет и работает во Франции, в пригороде Парижа Рамбуйе. В 2001 в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской поставил сп. «Шут Балакирев», в 2006 в театре «Русская антреприза» им. А. Миронова — сп. «Сыч и кошечка» по комедии Б. Маноффа. Соч.: Опережая время: биография отд. лица // Распятый шут: Кн. о худ. Михаиле Щеглове / Сост. Л. Лонгина. СПб., 2003. С. 152–157; Колесо счастья: Четыре жизни одного человека. М., СПб., 2006; Горестное послесловие // Киноведческие зап. 2009. № 92–93. С. 201– 208. Лит.: Репертуар АТ (ук.); В Театре драмы им. А.С. Пушкина // Театр. Ленинград. 1957. № 32. С. 16; Молодые актеры. Юлиан Панич // Театр. Ленинград. 1957. № 36. С. 13; Образцова А. Глядя из Ленинграда: Юлиан Панич // ТЖ. 1991. № 6. С. 7; Колодижнер А. Жизнь после смерти // Огонек. 1991. № 48. С. 14; Юлиан Панич: «Я никогда не боялся сжигать за собой мосты» / Беседовала И. Зайчик // Караван историй. 2002. № 2. С. 28–30, 32–33, 35–37, 38–40, 42–44, 46–47, 50–52, 54–55; Мазурова С. Четыре жизни Юлиана Панича // Культура. 2007. 24 янв. С. 5; Немчикова О. Два в одном // Театр. Петербург. 2008. № 22. С. 40–43. Арх.: АТ (Л. д. Ю.А. Панича). Сбоева, С. Панич Ю.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 535-536.