Персоналии
Лисянская Анна Григорьевна, артистка
Лисянская Анна Григорьевна, артистка
Персоналия
Лисянская Анна Григорьевна
Годы жизни
01.11.1917, Николаев - 02.12.1999, Арад, Израиль
Вид деятельности
Артистка
Период работы в театре
Биография
На сцене начала выступать в детском возрасте в Николаевском еврейском театре своего отца Герша Лисянского. Училась в музыкальном техникуме Николаева. В 1932 поступила в театральную студию при киевском ТЮЗе. Окончив студию в 1936, два года играла на сцене николаевского ТЮЗа, затем с 1938 — киевского ТЮЗа и Николаевского театра русской драмы. Во время войны Лисянская — актриса Киевской киностудии в Ашхабаде, а после войны, в 1946–1947 — актриса Театра-студии киноактера в Москве. Переехав по семейным обстоятельствам в Ленинград, Лисянская поступила в 1949 в АТ. За эти годы определился репертуар актрисы — в основном лирико-характерные роли. Музыкальная одаренность и яркий комедийный талант позволили Лисянской играть на сценах драматического театра и театра оперетты. С 1949 играя на сцене АТ, в то же время участвовала в постановках Ленинградского театра музыкальной комедии, куда окончательно перешла в 1968. Здесь ею были созданы образы Цецилии («Сильва»), Клавы Калинкиной («Требуется героиня»), Софы Семеновны («Полярная звезда»), Доры Соловейчик («Третья весна»). Лисянская за 30 лет работы в музыкальном театре играла женщин разных социальных положений, разных характеров и судеб. Ее приход в театр музыкальной комедии расценивался как удачный эксперимент — как для актрисы, так и для театра. АТ для Лисянской — «высокая» сцена, место, где прежний разнообразный и бурный подчас театральный опыт закалился в общении с мастерами академического класса. В АТ раскрылся разносторонний талант Лисянской в образах хитроумной и лукавой Марии («Двенадцатая ночь)», грубой до непристойности, яркой до пошлости Глафиры («Пучина»), партийной гранд-дамы Крупской («Грозовой год») и др. Лисянская во всех ролях была колоритной, живописной, по-человечески теплой. В опереттах Лисянская не пела, но в ее игре была музыкальность, которая сохранялась и в драматических ролях. Если в оперетте она усиливала драматизм, то в драме — подчеркивала внутреннюю музыкальность персонажа, его грациозность, пластичность. В 1990-е Лисянская отошла от большой сцены, но не потеряла интерес к профессии. Ее моноспектакль «Одесская свадьба» шел в театре «Эксперимент». Много снималась в кино: Акулька («Старинный водевиль»), Малючиха («Радуга»), Христина («Как закалялась сталь»), Дуня Строгова («Сельская учительница»), жена Грассини («Овод»), Клава Васильева («Человек-217»). Позднее — в ролях М.И. Ульяновой и Н.К. Крупской в фильмах «Рассказы о Ленине» и «Ленин в Польше». В последние годы снялась в роли Матери в картине «Изыди!» и мадам Вайнер в фильме «Закат». Др. роли: Оксана Дмитриевна Колосок; Клеопатра Гавриловна («Почему улыбались звезды»), Пегги («Бегущая по волнам»), жена («Добрый человек из Сычуани»), Бабетта Бидерман («Бидерман и поджигатели»), Урсула («Много шуму из ничего»), Бочкарева («Платон Кречет»), Любецкая («Обыкновенная история»), мамаша Калеба («Душной ночью»). Тяжело заболев, Лисянская в 1993 уехала в Израиль на лечение, где и скончалась. Соч.: Дорогие образы // Сов. женщина. 1957. № 11. С. 36. Лит.: Репертуар АТ (ук.). Горфункель Е. Лисянская А.Г. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 424.