Вернуться
Воронов (Воронов-Хамуляев) Владимир Иванович, артист
Воронов (Воронов-Хамуляев) Владимир Иванович, артист
Персоналия
Воронов (Воронов-Хамуляев) Владимир Иванович
Годы жизни
14(26).06.1890, Одесса - 02.06.1985, Ленинград, похоронен на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1932), народный артист РСФСР (1947)
Период работы в театре
Биография
Родился в Одессе в семье сапожника, мать — портниха, работала в состоятельных домах. Закончил два класса приходской школы и в 10 лет начал трудовую жизнь — сначала в табачном магазине, затем пел в хоре одесского кафедрального собора, был послушником Пантелеймоновского монастыря. Жил недолго в Киеве — пел в хоре Киево-Печерской лавры, затем перебрался в Нижний Новгород, где был посыльным в газете «Нижегородский листок». Здесь проявилась любовь к театру — бывал на спектаклях-гастролях Н. Фигнера, участвовал в массовке спектаклей на Нижегородской ярмарке — драме, оперетте. В 1906 пел в капелле Д.А. Агренева-Славянского, гастролировал с хором, участвовал в спектаклях антрепризы актера АТ С.В. Брагина в Пятигорске, где познакомился с Н.Н. Ходотовым. В том же году обосновался в Петербурге, работал в столярной мастерской, в лаборатории Охтинского порохового завода, одновременно занимался в самодеятельных театральных кружках. Два года обучался в Народной консерватории Народного дома, затем на драматических курсах Н.Н. Ходотова (окончил в 1911). Работал в театрах малых форм, в «Мозаике», выступал в кинотеатрах перед началом сеансов (с драматическим и эстрадным репертуаром). В мае 1919 состоялся дебют в АТ в роли Мити («Бедность не порок»). С тех пор вся творческая жизнь артиста связана с этим театром. Исключение — 1920–1930-е, когда В., обладавший небольшим, но приятным голосом, часто выступал на сцене бывш. Михайловского театра в классическом опереточном репертуаре с ведущими артистами АТ — Е. Тиме, Б. Горин-Горяйновым. 17 ролей, среди которых особенно успешные — князь Павел в «Герцогине Герольштейнской» Ж. Оффенбаха, Клавдий в «Желтой кофте» Ф. Легара, — подтвердили музыкальность артиста, сценическую органику, широту профессионального диапазона. В АТ им сыграно более 200 ролей — разноплановых, остро комических, драматических. Начинал как простак, далее все более разнообразил репертуар. В 1935 С. Цимбал в ст. «Заметки о театральных буднях» писал: «Воронов несомненно талантливый и своеобразный актер, но актер неоднократно срывавшийся в своей работе на явную сценическую дешевку, на пользование вульгарными приемами увеселения зрителей… За последнее время в актере наметился несомненный перелом, и уже исполнение роли патриарха Иова в „Борисе Годунове“, роли, в которой Воронов проявил неожиданную для себя сценическую строгость и сдержанность, было свидетельством творческих исканий актера. До патриарха наиболее значительной его работой была роль генерала Печенегова во „Врагах“ Горького и роль Расплюева в „Свадьбе Кречинского“» (РиТ. № 5. С. 16). Сам артист вспоминал, что от роли Мити в пьесе Островского он быстро перешел на вторую — купчика Разлюляева — которая принесла первое признание. Затем среди любимых и признанных ролей появилась (на долгие пятнадцать лет) роль Елеси в «Не было ни гроша, да вдруг алтын». От недостатка, связанного с желанием лидировать за счет любых средств, актер вскоре избавился, что отметила критика в связи с его Загорецким («Горе от ума»): «Загорецкий обычно бывает самым назойливым персонажем. Загорецкий–Воронов не заметен, он проныра из тихих и незаметных. (Это тем более интересно, что Воронов всегда был одержим тягой к игре на публику)» (Известия. 1941. 17 янв. — Л. Малюгин). В лучших своих ролях актер умел сочетать приемы сценического заострения, подчеркивания определяющих черт героя, но и их многообразие. Так, о его Аркашке в рецензии на «Лес» А. Бруштейн писала: «Вопреки традиции, по которой Аркашка обычно только смешон и жалок… В. Воронов вносит в этот образ черты какой-то трогательной дерзости» (Сов. Сибирь. 1941. 30 нояб.). По поводу его Расплюева критики говорили не только о подлости и трусости, но и о детском простодушии образа. К числу удач относили и Питера Тизла из «Школы злословия»: «На этот раз актер избежал обычной комической нарочитости, удержался от буфонных соблазнов и чувством стиля Шеридана показал рассерженного и обманутого джентльмена, с опозданием узнающего истинную цену людям и их добродетелям» (Веч. Ленинград. 1946. 4 февр.). Др. роли: фон Кальб («Коварство и любовь»), Родриго («Отелло»), Тишка («Свои люди — сочтемся!»), Гусак («Диктатура»), Белогубов («Доходное место»), Кочкарев («Женитьба»), Куликов («Конец Криворыльска»), Шут («Смерть Иоанна Грозного»), князь Дулебов («Таланты и поклонники»), Глоба («Русские люди»), Кокорушкин («Нашествие»), Будков («За тех, кто в море!»), Федоров («Ярость»), Лебедев («Идиот») и др. Снимался в кино (ок. 10 фильмов): нэпман («Путешествие трудовых копеек», 1925), инспектор училищ («Человек в футляре», 1939), Мигаев («Таланты и поклонники», 1955), Воронов («Блокада», 1977) и др. Соч.: Путь к сцене. Л., 1958; На сцене // Нева. 1972. № 7. С. 202–208; Жизнь в театре // Звезда. 1975. № 7. С. 194–204; Из жизни актера // Звезда. 1979. № 12. С. 189–195. Лит.: Репертуар АТ (ук.); ТЭ (Доп. Стб. 71–72); Чернова В. Владимир Иванович Воронов // Воронов В. Путь к сцене. Л., 1958. С. 117–122; Двести ролей // Ленингр. правда. 1970. 28 июля; Вивьен М. Служение театру // Веч. Ленинград. 1980. 26 июля. Арх.: СПбГМТиМИ. Ф. 19. Третьякова, Е. Воронов В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 184.