В АТ 1939–1941, 1944–1947, 1948–1973, с 1974 — по разовым договорам.
В 1938–1939 — актер московского Малого театра, в 1947–1948 — актер Театра им. Ленинского комсомола (Л).
Раннее детство провел в Перми, где отец служил в лесном ведомстве. В 1915 семья переехала в Москву. Учась в школе, вечерами занимался в студии им. А.О. Гунста (актера МХТ), в балетной школе Мосоловой, где его увидела Айседора Дункан и пригласила в свою школу, затем пришел черед студии синтетического танца и пантомимы п/р И. Черницкой. Все это позволило натренировать тело, помогло научиться великолепно двигаться, носить костюм. В 17 лет Дубенский поступил в Гос. театральные мастерские при московском Камерном театре, занимался п/р А.П. Петровского (выпускные роли Александр I в пьесе «Павел I» и Фердинанд в «Коварстве и любви»). Уже с 3-го курса вступил в труппу Камерного театра, где работал до 1930. Следующие 5 лет связаны с БДТ (этапные роли — Дон-Карлос в трагедии Шиллера, Жадов в «Доходном месте»).
В 1935 по приглашению Н.И. Собольщикова-Самарина отправился в Горьковский областной драматический театр работать над ролью Гамлета (подготовка шла два года), здесь же сыграл одну из лучших своих ролей — Фердинанда в трагедии Шиллера. В 1937 Горьковский театр гастролировал в Москве и Ленинграде, что повлекло за собой приглашение Дубенского в Малый театр (на два сезона) и роль Чацкого.
В 1939 по распоряжению Комитета по делам искусств Дубенский был переведен в АТ, где проработал до эвакуации театра в Новосибирск. По болезни остался в Ленинграде, работал в Театре им. Ленингр. совета п/р С.Э. Радлова (роли принца в «Эмилии Галотти» и Армана в «Даме с камелиями»). После эвакуации театра в Пятигорск вернулся в Горький (до 1944). С 1944 — в АТ (в 1946 получил творческий отпуск, работал в г. Лигнице, ставил «Ромео и Джульетту», играл роль Ромео). В репертуаре некоторое время не был задействован и поэтому ушел в Театр им. Ленинского комсомола (Л) играть Тристана и короля Марка в «Тристане и Изольде» (по пьесе А. Бруштейн). В 1948 АТ возобновил «Мачеху» и «Коварство и любовь», это позволило вновь увидеть имя Дубенского на афишах. К лучшим ролям добавились Треплев в «Чайке», Лермонтов в одноим. пьесе. Был партнером Н. Симонова в «Моцарте и Сальери» А.С. Пушкина — играл Моцарта.
В рецензиях на спектакли с участием Дубенского отмечались наиболее важные для его актерской индивидуальности характеристики: декоративный жест, умение носить костюм, работать над походкой, поиски тона роли, продуманность голосоведения — как музыкальной партии. Его относили к актерам романтического направления по причине приподнятости в подаче персонажа, особой внебытовой выразительности, возвышенной настроенности. Не случайно ему удавались костюмные роли в трагедиях и комедиях — крайних жанрах.
Критики единодушно отмечали высокий уровень сценической культуры актера. Эти качества постепенно все менее были востребованы театром по мере изменений репертуарной политики с приходом И. Горбачева. Дубенский реализовал себя все чаще на концертной эстраде (играл отрывки из лучших своих ролей — Гамлета, Фердинанда, Чацкого, Ромео) и осуществлял художественное руководство (на общественных началах) Театра франц. драмы при Дворце культуры работников просвещения, осн. в 1960 и работавшего на сцене Юсуповского дворца.
Имя Дубенского осталось и в истории кино — парадоксальным образом благодаря так и не сыгранной роли: в 1937 после многочисленных проб именно он был отобран на роль Германна в картину М. Ромма и Э. Пенцлина «Пиковая дама», но работа над фильмом не была завершена. Дубенский еще дважды снимался в кино: перенес на экран театральную роль Виктора Каренина («Живой труп», 1953, фильм-сп.), перед самой смертью сыграл роль Александра I («Звезда пленительного счастья», 1975).
Лит.: Репертуар АТ (ук.). Арх.: ОР б-ки СТД. № 1437-м.
Багров, П., Третьякова, Е. Дубенский А.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 269.
Читать далее