Персоналии
Горохов Фёдор Васильевич, ученик Студии Акдрамы, артист
Горохов Фёдор Васильевич, ученик Студии Акдрамы, артист
Персоналия
Горохов Фёдор Васильевич
Годы жизни
11(24).09.1900, Санкт-Петербург - 24.10.1960, Ленинград, похоронен на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Ученик Студии Акдрамы, артист
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1956)
Период работы в театре
Биография
Награжден медалью «За трудовое отличие» (1940). Был женат на актрисе АТ С.П. Гринковой. С 1919 по 1920 служил в Красной армии. В 1921 поступил в Школу русской драмы и в 1924 окончил Студию при АТ (класс Е.П. Карпова). Начал выступать на сцене АТ будучи студентом, затем с 1925 как артист Театра-студии, затем филиала. Роли: слуга президента («Коварство и любовь»), 1-й чиновник («Обрыв»), 1-й еврей («Эуген Несчастный»), Жак («Когда спящий проснется»), Авдул («Полубарские затеи»), Фы-Фунь-Ли («Иван Козырь и Татьяна Русских»); отец Повсикакий («Мандат»), король Иллирийский («Скипетр»), Суматохин («Виринея»), Ядзо («Ода Набунага»), Ярыгин, Мокроносов («Конец Криворыльска»), Бобчинский («Ревизор», сп. Театра-студии), Скарятин («Павел I»), Пронин («Рельсы гудят»), Везине («Соломенная шляпка»), Петров («Мятеж»), Распер («Делец»), Гараська («Бурелом»). После закрытия филиала (1929) вошел в основной состав труппы, часто заменял и дублировал ведущих актеров — Я.О. Малютина, В.И. Воронова, В.А. Бороздина. Его репертуар отличало разнообразие, к наиболее значительным драматическим и комедийным ролям относились: Белоконь («Командарм-2»), Петр Петрович («Чудак»), Скрып («Ярость»), Варгасов («Страх»), Кошон («Робеспьер»), старик, доктор, 2-й понтер («Маскарад»), Г. N., Загорецкий («Горе от ума»), Палогий («Враги»), Мисаил («Борис Годунов»), Миллер («Коварство и любовь»), Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!»), Семенов («Русские люди»), Телегин («Дядя Ваня»), Будков («За тех, кто в море!»), Егоркин («Полководец Суворов»), Добчинский («Ревизор»), старый матрос («Оптимистическая трагедия»), Африкан, архиепископ («Бег»), Глеб Меркулыч («Правда — хорошо, а счастье лучше»). «…Крайне интересным актером из числа бывших „филиальцев“ может считаться Ф.В. Горохов… Основное, что характеризует стилистические особенности игры Горохова, — острая характерность, комизм и пластичность образов. Он хорошо умеет „двигаться по сцене“… Его г-н N в „Горе от ума“, целиком построенный на подчинении ритмам доносящейся из-за кулис музыки и на танце, с особенной полнотой выявляет эту сторону дарования актера. „Музыкальность“ и психологически обоснованная характерность, достигаемая очень ограниченными приемами (почти без грима и без возможных в данном случае „кренделей“), создают четкую запечатлеваемость» (РиТ. 1933. № 18. С. 11, 12. — А. Бартошевич). В 1950-е К.В. Скоробогатов и Л.С. Вивьен отмечали: «Тонкая отделка деталей в характеристике сценических образов, им сыгранных, его неустанное творческое искание нового в предлагаемых сценических обстоятельствах создали Ф.В. Горохову популярность и признание широкого ленинградского зрителя» (АТ. Д. 94). На сцене АТ сыграл более 200 ролей. В годы Великой Отечественной войны входил в состав фронтовых бригад, выступал в концертах для жителей блокадного Ленинграда. Был участником бригад, обслуживавших тружеников целинных земель. Лит.: Репертуар АТ (ук.); АК-театры. Драма // Театр. 1923. № 12. С. 16; Марингоф М. О классиках и театр. ремесленниках // Театр и драматургия. 1936. № 9. С. 511–514; Артисты Театра им. Пушкина на фронте // Сов. Сибирь. 1942. 24 нояб.; Сюжеты, 2. С. 425, 426. Арх.: АТ (Л. д. Ф.В. Горохова); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Ф. 260. Оп. 1. Д. 417. Л. 59, 112; Д. 494. Л. 70; Д. 497. Л. 10; Д. 590. Л. 20; Д. 603. Л. 20; Д. 661. Л. 1, 6, 13, 14, 23; Д. 923. Л. 11 об.; Д. 1010. Л. 6; Д. 1066. Л. 1; Оп. 3. Д. 831; Ф. 286. Оп. 1. Д. 39. Л. 34–36. Сбоева, С. Горохов Ф.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 224.