Вернуться
Мичурин Геннадий Михайлович, артист
Мичурин Геннадий Михайлович, артист
Персоналия
Мичурин Геннадий Михайлович
Годы жизни
22.08(03.09).1897, Санкт-Петербург - 12.10.1970, Ленинград, похоронен на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1939)
Период работы в театре
1945 - 1962, 1966
Биография
Лауреат Сталинской премии (1950). Награжден орденом «Знак Почета» (1940), медалями «За оборону Ленинграда» (1943), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). В 1916 окончил реальное училище в Петрограде и поступил в Политехнический институт. Параллельно посещал вечерние курсы при Академии художеств, мечтая стать художником. Случайное участие в любительском спектакле обернулось приглашением Мичурина в театр. В 1918 посещал класс Л.С. Вивьена в ШАМе, совмещая учебу с выступлениями в Литейном театре. В 1918 играл роль Банко в «Макбете» в Театре Трагедии Ю.М. Юрьева в цирке Чинизелли. Мичурин, «обладая прекрасным голосом и статной фигурой, необыкновенно как подходил своими внешними данными к Банко… он вполне оправдал мое доверие», — вспоминал Юрьев позднее (Юрьев. Т. 2. С. 296.) В том же году Мичурин некоторое время выступал в Рыбинске, откуда был вызван в петроградский Театр художественной драмы и вошел в группу актеров, составивших костяк труппы вновь образованного БДТ. В 1919–1931 и в 1938–1945 М. работал в БДТ. В первые сезоны зарекомендовал себя как актер героической драмы, трагедии и высокой комедии. Дублировал Ю.М. Юрьева в роли маркиза Позы в «Дон Карлосе» и Н.Ф. Монахова в роли Франца Моора в «Разбойниках», начав выступления в шиллеровской трагедии в образе Роллера. В негласном соревновании ведущих актеров БДТ Мичурин отдавал предпочтение Монахову как представителю «школы переживания», живо интересовался принципами «системы» К.С. Станиславского, жадно усваивал сценические уроки Первой студии МХАТ во время ее гастролей в Петрограде и в совместной работе со студийцами-режиссерами Р.В. Болеславским и Б.М. Сушкевичем. Среди лучших ролей Мичурина этого периода Пламенный («Рваный плащ»), Кассио («Отелло»), Эдмунд и Эдгар («Король Лир»), принц Арагонский («Венецианский купец»), Кассий («Юлий Цезарь») и др. Наряду с героико-патетическими чертами в игре Мичурина рано проявилась тяга к характерности и комедийным свойствам его дарования, реализованным в таких образах, как Эгьючик («Двенадцатая ночь»), дон Гуритан («Рюи Блаз»), Сильвио («Слуга двух господ»), Кот («Синяя птица») и др. Уже в конце 1920-х критики отмечали в игре Мичурина «ритмичность и четкость движений», «крепкую технику жеста и мимики» как основание многоплановости его исполнительских возможностей в театре и в кино (Коломаров Б. Геннадий Мичурин. М.; Л., 1929. С. 6). По мере проникновения на сцену БДТ современных пьес Мичурин активно осваивал и этот репертуар, сыграв Тэша Фейрвари («Учитель Бубус»), Адама («Бунт машин»), Липерковского («Мятеж»), Протопопова («Заговор императрицы»), Грозного («Любовь Яровая»), Штубе («Разлом») и др. В 1931 из-за конфликта с главным режиссером К.К. Тверским Мичурин покинул БДТ и поступил в ГосТиМ, где проработал до 1937, сыграв Несчастливцева («Лес»), Кречинского («Свадьба Кречинского»), Молчалина во 2-й ред. «Горе уму», Жоржа Дюваля («Дама с камелиями»), Кельберга («Вступление»). А.А. Гвоздев писал о значительном «укрупнении» образа Молчалина в исполнении Мичурина во 2-й ред. спектакля по сравнению с 1-й, что способствовало «укрупнению» основной темы и конфликта постановки в целом (Гвоздев А. Театр. критика. Л., 1987. С. 152). Пластическая одаренность и тренированность Мичурина помогли ему легко влиться в коллектив мейерхольдовских актеров. В 1937 распоряжением Всесоюзного комитета по делам искусств Мичурин был переведен в театр Моссовета, где работал до 1938, сыграв командарма в «Апшеронской ночи». В 1938–1945, снова выступая в БДТ, Мичурин проявил себя как актер значительного трагического темперамента (Меррисон в «Корнелиусе», Глостер и Лир в «Короле Лире» и др.). Ярким примером органичного сочетания комического и драматического в игре Мичурина стала колоритная фигура Семена Семеновича Двоеточие в сп. Б.А. Бабочкина «Дачники» (1939). «В человеке со столь странной фамилией и незадачливой судьбой Мичурин разглядел и расслышал жгучую и безнадежную человеческую тоску по осмысленной жизни и осмысленному деянию» (Мичурин Г. Горячие дни актерской жизни. Л., 1972. С. 8. — С. Цимбал). Тоска эта парадоксально и естественно сливалась с комическим обликом и поведением персонажа. С 1945 Мичурин работал в АТ, играя в постановках комедий и трагедий, в классике и в современном репертуаре, совмещая исполнение героических и характерных ролей. С.Л. Цимбал в статье о Мичурине характеризовал его как актера большого диапазона, изменчивого во внешних проявлениях и «внутренне подвижного», что, в частности, позволяло ему играть одни и те же роли в спектаклях различных режиссеров в разных театрах (Несчастливцев, Скалозуб, Кречинский, Молчалин и др.). «В создаваемых им на сцене характерах была чуть нарочитая, нескрываемая грубоватость, театральная подчеркнутость, которая сама по себе не оставляла сомнений в позиции, занимаемой актером по отношению к своему персонажу. Он охотно пользовался резким штрихом и, выражаясь фигурально, писал своих персонажей размашистым и решительным почерком» (Там же. С. 6–7). Мичурин любил и умел использовать в своей игре неожиданные краски, но неожиданность эта всегда была оправдана содержанием образа. К лучшим ролям Мичурина, сыгранным в АТ, относятся также: Милягин («Великая сила»), генерал Рослый («Илья Головин»), Ляпкин-Тяпкин («Ревизор»), Веррина («Заговор Фиеско»), Бен («Смерть коммивояжера»), Курослепов («Горячее сердце»), Потемкин («Полководец Суворов»), адмирал Макаров («Порт-Артур»), Николай I («Лермонтов»), Петрушин («Живой труп»), Колокольников («Персональное дело»), полковник Пикеринг («Пигмалион»), Шуйский («Царь Федор Иоаннович»), Твердохлебов («Доброе имя»), академик Моргунов («Все остается людям») и др. В 1963 вышел на пенсию, но продолжал работать по срочным договорам. С 1922 снимался в кино, сыграв около 40 ролей. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Геннадий Михайлович Мичурин // Театр. Ленинград. 1960. № 26. С. 6–7; Юзовский Ю. О театре и драме: В 2 т. М., 1982. Т. 2 (ук.); Золотницкий Д. Мейерхольд. Роман с советской властью. М., 1999. С. 283–284. Арх.: АТ (Лицевые счета нештатных сотрудников театра. 1963, 1964, 1965, 1966). Кириллов, А. Мичурин Г.М. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 478-479.