Персоналии
Лебзак Ольга Яковлевна, артистка
Лебзак Ольга Яковлевна, артистка
Персоналия
Лебзак Ольга Яковлевна
Годы жизни
23.10.1914, Саратов - 23.06.1983, Ленинград, похоронена на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1954), народная артистка РСФСР (1957)
Период работы в театре
Биография
(другая фамилия - Штейнбок). Муж — К.И. Адашевский, дочь — Н.К. Лебзак. Окончила в 1935 Техникум сценических искусств (мастерская Б.М. Дмоховского), получив почти одновременно дипломы режиссера и актрисы. В 1936–1937 — в Ленинградском театре актерского мастерства, с 1937 по 1942 — актриса Ленинградского драматического театра, где сыграла роли Наташи («Слава»), Елены («Женитьба Белугина»), Варвары («Дворянское гнездо»), Саши («Живой труп») и др. В 1942, в Новосибирске, где АТ находился в эвакуации, Лебзак поступила в его труппу и оставалась в ней до конца жизни. Среди ролей — Анна («Варвары»), Дездемона («Отелло»), Негина («Таланты и поклонники»), Марина Мнишек («Борис Годунов»), Виола («Двенадцатая ночь»), Маша («Живой труп»). Героини Лебзак — сдержанные, умные, тонкие. В 1950-е Лебзак пополнила этот список Авдотьей в «Высокой волне», Ольгой в «Годах странствий», Лебедевой во «Втором дыхании». Особенной удачей Лебзак стал дуэт с Н.К. Симоновым в сп. «Живой труп», где она сыграла роль Маши. Обаяние Маши в ее напевной, колоритной речи, в ее одушевленности, пластичности. Рядом с монументальной романтической фигурой Протасова-Симонова Маша Лебзак казалась земной, по-женски преданной ему. «Взятая сразу с высоких нот, любовь Протасова и Маши в исполнении Николая Симонова и Ольги Лебзак стала одним из самых страстных, нежных и музыкальных любовных дуэтов» (Николай Константинович Симонов. СПб., 1998. С. 67. — А.А. Нинов). Крик Маши после выстрела Протасова «Федя!» и на сотом спектакле звучал отчаянно. В сп. «На дне», где был собран выдающийся состав исполнителей, Лебзак играла Настю — падшую женщину, душа которой не тронута язвами дна. В «Высокой волне» она играла Авдотью Бортникову, и крестьянское происхождение этой женщины было неподдельным, как позднее и «голубая кровь» Марии Тюдор. На сцене Лебзак создавала впечатление постоянной импровизации, хотя ее роли режиссировались и делались долго. Этапной в жизни Лебзак была роль Комиссара в сп. «Оптимистическая трагедия». Несмотря на то, что роль, по некоторым критическим суждениям, «была далека от совершенства», образ Комиссара для замысла спектакля имел решающее значение. Он строился на контрасте между внеш. простотой и внутр. убежденностью героини. Эта «хрупкая молодая женщина со слабыми легкими» (Театр. 1956. № 2. С. 59. — А. Марьямов) противостояла грубой мужской массе воен. корабля, сумела переагитировать ее, выдержала давление со стороны классового врага и провела тонкую политическую интригу. Лебзак передавала постоянную готовность Комиссара к риску, к самопожертвованию, ее напряжение в схватке с противниками, ее неженскую решительность и волю. Комиссар-Лебзак умела думать, процесс мысли и принятие решения проходили на глазах зала. Без кожаной куртки, сама с собой героиня Лебзак становилась домашней и еще более беззащитной. Смерть Комиссара была и трагическим, и возвышенным финалом спектакля. Лебзак сравнивали с другими актрисами, которые и ранее, и в те же годы играли в «Оптимистической трагедии». Напр., Лебзак «сравнительно с Коонен выглядела более милой и менее сильной» (Рудницкий К. Театральные сюжеты. М. 1990. С. 196). Рядом со своей современницей, актрисой моск. театра драмы и комедии Н. Федосовой, которая тоже сыграла Комиссара, Лебзак интересна глубоким пониманием характера и соединением в нем интуиции и расчета. Точные выразительные средства и худож. цельность как всего спектакля, так и образа Комиссара неизменно вызывали горячий отклик зрительного зала. Спектакль прошел на сцене АТ почти 500 раз, его видели зрители Франции, Польши, Румынии, наконец, спектакль и Лебзак вместе с режиссером Г.А. Товстоноговым и исполнителем роли Вожака Ю.В. Толубеевым были удостоены Гос. премии. В последние годы актриса перешла на возрастные роли. Среди них: Софья Ивановна Чичигина («Чти отца своего»), Мария, королева («Мария Тюдор»), Золотинская («Приглашение к жизни»), Женщина в черном («Ночью без звезд»), Осе («Пер Гюнт»). Другие роли: Шура («Русские люди»), Кира Райго («Заговор обреченных»), Софья («Горе от ума»), Мария («Победители ночи»), Абигайль («Стакан воды»), Лебедина («Поздняя любовь»), Софья Карамзина («Лермонтов»), Крылова («Доброе имя») и др. Соч.: Простая и человечная: (О роли Комиссара) // ТЖ. 1965. № 4. С. 8; В первый день мира // Театр. 1970. № 5. С. 32; Правда жизни // ТЖ. 1977. № 12. С. 7–8. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ. С. 207; Репертуар АТ (ук.); Берггольц О. «Оптимистическая трагедия». Пьеса Вс. Вишневского на сцене Ленингр. театра драмы им. А. С. Пушкина // Правда. 1956. 5 февр. С. 4; Сергеева Н. Полк обращается к нам // Комсомольская правда. 1956. 2 марта. С. 3; Анастасьев А. Сила героического // ЛГ. 1956. 21 янв.; Персидская О. Мысль и чувство: Творческий портрет актрисы // Ленингр. правда. 1956. 23 июня. С. 3; Головашенко Ю. Успех творческих поисков // Сов. культура. 1957. 14 марта. С. 3; Медведев Б. «Уберите виньетку!» // Театр. 1961. № 7. С. 79–81; Лукашук Н. Леб-зак — два магических слога // Смена. 1999. 26 окт. С. 3. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 19. Л. 32–35. Горфункель, Е. Лебзак О.Я. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 407-408.