Родился в многодетной семье сельского священника. В 1919 начал трудовую деятельность в качестве переписчика Упродкома в Новгороде, 1920–1922 — переписчик в штабе 166-й бригады 56-й дивизии (Новгород), в 1922–1923 — сотрудник БДТ. В 1922–1926 учащийся ШАМ (затем ТСИ, мастерская Л.С. Вивьена). После окончания учебы был принят в труппу Театра актерского мастерства.
В 1931–1933 — актер филиала АТ, в 1933–1936 работал в Ленинградском гос. Реалистическом театре, в 1936–1943 — актер Театра им. Ленинского комсомола (Л). Екатерининский пришел в АТ уже опытным художником, за плечами которого были значительные свершения: Барон в «На дне», Монахов в «Варварах», Ромашов в «Господах офицерах» (по «Поединку» А. Куприна). Мастер графического портрета, тончайших характеристик — таким запомнился актер. Он с равным успехом умел играть отрицательные роли — Костылев («На дне», 1956) или Юсов («Доходное место» 1968) — и в то же время потрясти проникновением в душу одинокого добрейшего существа, каким, например, был в его исполнении Антон Иванович («Обыкновенная история», 1965).
Екатерининский любил играть маленькие роли, был продолжателем традиций К. Яковлева. Н. Берковский в одной из статей так отозвался об игре практически бессловесного партнера Н. Симонова в сп. «Перед заходом солнца» (1962): «В Винтере Екатерининский тоненько и внятно сыграл слугу и тайного друга Маттиаса — тайного, ибо слуге не надлежит обнаруживать чувство. Симонов–Маттиас угадывал Винтера, обе эти роли связывались на сцене друг с другом без слов» (Театр. 1963. № 8. С. 60).
Вообще дуэты Симонова и Екатерининского вошли в историю АТ: Протасов–Симонов и художник Петушков–Екатерининский («Живой труп», 1950), Сатин–Симонов и Костылев–Екатерининский («На дне», 1956). Образы Симонова, созданные яркими масляными красками, соседствовали с персонажами Е., этими «очерками без красок». Находясь на сцене подчас лишь мгновения, без выигрышных монологов, вне романтических ситуаций, Екатерининский потрясал глубиной проникновения в жизнь человеческого духа, как, например, в роли пленного офицера («Оптимистическая трагедия», 1955).
Сыграл более 20 ролей в кино. Особенно востребован был уже в зрелые годы, снимался чаще всего в ролях пожилых интеллигентов: профессор Григорьев («Искатели», 1957), доктор Белов («Поезд милосердия», 1964), Леонид Сергеевич, доктор («На пути в Берлин», 1969). Снимался также в фильмах-сп.: Петушков («Живой труп», 1952), Марк Богданович («Одна ночь», 1956), Луп Лупыч Переярков («Пучина», 1958).
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 202; Репертуар АТ (ук.); Забозлаева Т. Михаил Екатерининский // Театр. 1969. № 7. С. 75–79; Бирман С. Из породы мастеров // ТЖ. 1974. № 21. С. 10–12; Злотникова Т. О нек-рых тенденциях интерпретации классиков // Театр. Музыка. Кинематограф. Л., 1975. С. 99. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 12. Л. 81–82.
Забозлаева, Т. Екатерининский М.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 282.
Читать далее