После окончания ТСИ (мастерская С.Э. Радлова, 1928) вместе с курсом вошел в труппу Молодого театра п/р С.Э. Радлова. Был занят почти во всех спектаклях театра (1928–1931): «Со вчерашнего похмелья», «Горячее сердце», «Конец аса», «Похождения бравого солдата Швейка». Роль Швейка принесла ему известность и признание критики. Небольшого роста, плотный, с походкой, к-рую один из критиков назвал «игривой», В. обладал необычайно колоритной внешностью, внутр. комизмом. Роли, сыгранные в Молодом театре, создали ему репутацию комика-буффа, а манеру его игры окрестили «забавно-трюкаческой, водевильной» (РиТ. 1923. № 52. С. 8. — Н. Верховский).
В 1931 был приглашен в АТ. Он пришел туда не только как актер, но, по замечанию М.О. Янковского, «на своеобразное амплуа — секретаря партийного комитета» (РиТ. 1935. № 21. С. 10), что в те годы ценилось не ниже актерского таланта. Первые роли в театре поддерживали ориентацию актера на комедию: Кимбаев в «Страхе», Васька Окорок в «Бронепоезде 14–69», Санчо Панса в «Дон Кихоте», Яша в «Чужом ребенке». В 1935 В. сделал попытку выйти за пределы комедийного амплуа — сыграл драматическую роль положительного современного героя Платона Кречета («Платон Кречет»). Эксперимент не встретил поддержки ни в критике, ни в труппе. По словам Ю. Юзовского, спектакль при участии Вальяно превратился в комедию с развеселым Кречетом: «Мы еще не слышали, чтобы на „Платоне Кречете“ так смеялись» (О театре и драме: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 122). В последующие сезоны репертуар В. составляли преим. комедийные и характерные роли: Силан («Горячее сердце»), почтмейстер («Похождения Чичикова, или Мертвые души»), инженер Клобуков («За тех, кто в море!»), интриган Яков Ясса («Заговор обреченных»), Шмага («Без вины виноватые»).
Актера называли мастером сценического портрета, он умел на скромном драматургическом материале роли выразительно представить своего персонажа: Главаря пополнения анархистов («Оптимистическая трагедия»), полицейского пристава Кизила («Много шуму из ничего»), редактора Федотыча («Справедливость — мое ремесло»), итальянца Филлони («Час пик»), Агабо Богверадзе («Пока арба не перевернулась»).
В ноябре 1937 был арестован, через два года освобожден и полностью реабилитирован.
Лит: СПбГАТИ СИ. С. 203; Репертуар АТ (ук.); Мастер сц. портрета // Театр. Ленинград. 1974. № 15. С. 6–7.
Миронова, В. Вальяно Н.К. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 145.
Читать далее