Вернуться
Фокеев Борис Алексеевич, артист, директор театра
Фокеев Борис Алексеевич, артист, директор театра
Персоналия
Фокеев Борис Алексеевич
Годы жизни
15/28. 06.1906, Пермь - 30.02.1990, Ленинград
Вид деятельности
Артист, директор театра
Звание
Заслуженный работник культуры РСФСР (1968)
Период работы в театре
19.06.1933 — 12.09.1972
Биография
Награжден орденом «Знак Почета» (1957), медалями «За оборону Ленинграда» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Жена — актриса АТ В.А. Ястребова. Начинал в драматическом самодеятельном кружке, затем на профессиональной сцене — в Пермском драматическом театре и областном Театре рабочей молодежи. В 1933 играл в Ленинградском передвижном театре Комедии. Окончил в 1935 Техникум сценических искусств (мастерская Б.Е. Жуковского). В АТ пришел как практикант со 2-го курса, а в 1935, был принят в труппу. Одну из первых ролей в АТ получил в знаменитой постановке В.П. Кожича «Лес» (1936) — небольшую роль велеречивого, восторженно-льстивого помещика Милонова, соседа Гурмыжской. Молодой актер попал в великолепный актерский ансамбль: рядом с ним играли такие мастера, как В.А. Мичурина-Самойлова, Ю.М. Юрьев, Б.А. Горин-Горяйнов, Е.П. Корчагина-Александровская. За Милоновым последовали новые роли, от циничного Керенского в историко-революционном спектакле «На берегу Невы» до легкомысленного Фредди в комедии «Пигмалион». В «Полководце Суворове», играя глупого подобострастного графа Кутайсова, Фокеев выступал корректным партнером К. Скоробогатова — Суворова, а в эпизоде «Бориса Годунова», где выходил на сцену Семеном Годуновым, — партнером Н. Симонова — Бориса Годунова. Характерный актер, Фокеев считался надежным исполнителем второстепенных и эпизодических ролей, был плотно занят в репертуаре в исторических драмах и комедиях, в трагедиях и мелодрамах. Список его ролей до конца карьеры оставался разнообразным: шут Фесте в «Двенадцатой ночи», Горацио в «Гамлете», второй ведущий в «Оптимистической трагедии», Чарли в «Смерти коммивояжера», директор завода в «Семье Журбиных». Но с годами произошла и некоторая «специализация» актера на ролях определенного плана — преимущественно на ролях положительных героев в советских пьесах: рабочий Василий в «Грозовом году»; несправедливо исключенный из партии Печерский в «Друзьях и годах», Сизов в «Все остается людям». Работа Фокеева в «Порт-Артуре», где он играл старого питерского рабочего Ивана Терешкина, была названа «интересной и умной» (Смена. 1954. 10 февр. — В. Фролов). Ему удавались образы тех, кого в те времена называли «простыми советскими людьми»: бывшего фронтовика Степана Мохова в «Высокой волне», капитан-лейтенанта Максима Волчека во «Втором дыхании», который после ранения рвется на фронт, артиллериста в «Годах странствий», опечаленного, что не дошел до Берлина. В 1966–1972 — директор АТ. Соч.: Воспоминания о Я.О. Малютине // Малютин Я.О. Звезды и созвездия. СПб., 1996. С. 137–138; Планы и размышления // Театр. 1969. No 10. С. 17–18. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 206; Репертуар АТ (ук.). Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 28. Л. 128–131; АТ (Л. д. Б.А. Фокеева). Миронова, В. Фокеев Б.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 748.