Персоналии
Илюхин Станислав Алексеевич, артист, режиссёр, педагог
Илюхин Станислав Алексеевич, артист, режиссёр, педагог
Персоналия
Илюхин Станислав Алексеевич
Годы жизни
21.07.1941, Свердловск - 07.12.2017, Санкт-Петербург, похоронен на Южном кладб.
Вид деятельности
Артист, режиссёр, педагог
Период работы в театре
28.01.1981 — 25.09.1986
Биография
Жена — актриса АТ Е.Б. Гладкова. Окончил в 1964 ЛГИТМиК (класс Б.Е. Жуковского и А.Ф. Борисова) и в 1969 Высшие режиссерские курсы при МК РСФСР. С 1964 по 1965 — актер Таганрогского драматического театра им. А.П. Чехова; с 1965 по 1968 — актер и режиссер Красноярского краевого ТЮЗа; с 1969 по 1975 — режиссер, главный режиссер Норильского Заполярного драматического театра им. В. Маяковского, где осуществил постановки: «Мария», «Недоросль», «Человек со стороны», «Час пик», «Ханума», «Валентин и Валентина», «Леди Макбет Мценского уезда», «Плутни Скапена», «Русские люди». С 1975 по 1976 режиссер-стажер Театра имени Ленсовета. С 1976 по 1981 режиссер-постановщик Ленинградского театра музыкальной комедии, режиссер спектакля «Девичий переполох» (1981). В 1978 поставил с вокально-инструментальным ансамблем «Поющие гитары» рок-оперу «Фламандская легенда». Спектакли Илюхина в АТ — «Живи и помни», «Трубач на площади», «Монолог на городской площади». Критика встретила первую работу режиссера доброжелательно: «Приглашение С. Илюхина представляется удачным. Его режиссура, щедрая на творческую выдумку, придает… авторскому замыслу большую сценическую выразительность. Правда, подчас режиссеру изменяет чувство меры, и тогда перегруженность метафорами не способствует, а скорее уже затрудняет развитие мысли» (Ленингр. правда. 1980. 28 авг. С. 3. — Д. Авров). «Театр подробно разрабатывает массовые сцены, подчеркивая глубину народного страдания и силу духа народа. Большинство образов атамановцев… индивидуализированы, достоверны», — характеризовала «Живи и помни» Н.А. Рабинянц. «Диалоги Настены и Андрея ведутся здесь как непрерывный внутренний спор, столкновение добра и зла, истины и увертливых самообманных измышлений. И в повторяемости исполненных тревожной динамики мизансцен всякий раз… возникают их „про“ и „контра“… В решении спектакля есть моменты и спорные, и необязательные. Стремясь соединить реально-психологический и символически обобщенный пласты произведения, режиссер обращается к прямым аллегориям, от Распутина уводящим» (Проблемы идейности и художественности театра 1970-х гг. Л., 1983. С. 51, 52). «Трубач на площади» готовился к открытию недели «Театр — детям и юношеству» и разыгрывался в основном силами студентов ЛГИТМиКа, курса И.О. Горбачева. Спектакль «носит для пушкинской сцены характер откровенного эксперимента», «тяготеет к форме мюзикла», — отмечалось в прессе. Но из-за того, что действие развивается под фонограмму, «эмоционально-насыщенная музыка И. Корнелюка, созданная здесь на удачные тексты И. Резника и И. Иельника, много потеряла в спектакле…» (Ленингр. правда. 1983. 1 февр. С. 3. — С. Мельникова, А. Чепуров и др.). «Монолог на площади», строился именно в форме монолога, по ходу которого ретроспективно раскрывалась вся жизнь героя. «Постановщик С. Илюхин не пошел по линии углубления психологических характеристик, он всеми художественными средствами скорее стремился внешне расцветить спектакль — наполнить площадь пестрой толпой — туристами, молодежью, даже вывел на сцену бродячую цирковую труппу». Это подчеркнуло одиночество Марио (И.О. Горбачев) в «веселой пестрой толпе» (Ленингр. правда. 1984. 16 февр. С. 3. — О. Персидская). С 1977 по 1986 Илюхин преподавал на кафедре актерского мастерства ЛГИТМиКа. Из АТ был переведен в Московский драматический театр им. В. Маяковского. Весной 1988 в Ленинграде сп. «А завтра была война» открылся новый молодежный профессиональный театр-студия «Двенадцать» п/р Илюхина. В дальнейшем режиссер вновь служил в театрах Сибири. В Омском театре драмы и комедии «Галерка» осуществил пост.: «Женитьба Белугина», «Фрол Скабеев» — «святочные гулянья в 2-х действиях с переодеваниями, гульбищами, и драками, и увозом невесты, и женитьбы оной, а кто видел — молодец!» (1995), «Ханума» (2001). «Илюхин, поклонник эксперимента и гротеска, окрасил магистральный жанр „Галерки“ в собственные тона. Его „Женитьба Белугина“ Островского блеснула формальной изощренностью и версификационным мастерством. Спектакль был поставлен „в профиль“, сцена разрезала зал пополам, а чеканно прорисованное действие превращалось в веселую и очень злободневную притчу. „Фрол Скабеев“ Д. Аверкиева поставлен… уже в традициях национального романтизма. Он восхитительно красив как зрелище, полное живописных картин патриархальной русской жизни» (Культура. 1998. 27 авг. — 2 сент. С. 4. — О. Игнатюк). В 2003 Илюхин показал сп. «Банкет» на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского. В числе других постановок «И тим, и сим, и оным. Как бы водевиль» (Омский драмтеатр «Галерка», 2007), «Вдоль, поперек и… всяко!» (Бийский драматический театр, 2008), «Месяц в деревне» (Бийский драм. театр, 2010). Лит.: СПбГАТИ СИ (ук.); Репертуар АТ (ук.); Райскин И. Заповедь Тиля // Смена. 1979. 20 мая. С. 4; «Монолог на городской площади» // Театр. Ленинград. 1984. № 12. С. 3–4; Шульгина Е. Театр начинается… // Смена. 1988. 17 марта. С. 4; Евсеев И. «Там, где жаль живет, там люди сердцем близки» // Смена. 1995. 19 июля. С. 7; Юдина О., Юдин Ю. Кузбасский ковчег: Прошел первый правосл. фестиваль // Культура. 2003. 13–19 нояб. С. 5. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 33-с. Д. 80; АТ (Личная учетная карточка; Л. д. С.А. Илюхина). Сбоева, С. Илюхин С.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 319-320.