Персоналии
Соловьёв Георгий Иванович, ученик Школы русской драмы, артист
Соловьёв Георгий Иванович, ученик Школы русской драмы, артист
Персоналия
Соловьёв Георгий Иванович
Годы жизни
18(31).01.1904, Санкт-Петербург - 01.09.1966, Ленинград, похоронен на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Ученик Школы русской драмы, артист
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1957)
Период работы в театре
12.09.1920 —1923 — 1931, 1934 — 1966
Биография
Награжден орденом «Знак Почета» (1939), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946). Жена — актриса АТ Г.К. Инютина. Дочь — актриса, балетмейстер Наталья Георгиевна Соловьева. Окончил в 1920 Филологическую гимназию при историко-филологическом факультете Петербургского университета и в 1924 Студию АТ. Начал выступать на сцене АТ в 1923 как ученик класса В.Н. Давыдова ШРД: заменял заболевшего Н.В. Смолича в роли студента («Сестры Кедровы»). В числе других студентов был занят в сп. «Маскарад», «Горе от ума», «Монарх», «Власть тьмы». С 1925 по сентябрь 1926 был артистом Театра-студии при АТ, роли: Борис («Сестры Кедровы»), Баклушин («Не было ни гроша, да влруг алтын»), Назарий, мальчик («Камо грядеши?»), Ноэль («Уриэль Акоста»), гарсон («Канцлер и слесарь»), паж («Святая Иоанна»), негритенок Том («Иван Козырь и Татьяна Русских», сп. Театра-студии), Крантик («Мандат»), Валериан Шурупов («Яд»), Лавирон, кельнер, участник интермедии цирка («Скипетр»), Афонька («Пугачевщина»). В его репертуар входило множество небольших, вторых и несколько главных ролей. В 1-й период: кайдзен монах («Ода Набунага», сп. Театра-студии), Дирк Ван Иоде («Бархат и лохмотья»), Мишка («Ревизор», сп. Театра-студии), Коля Иволгин («Идиот»), Миша («Бронепоезд»), Гарданов («Павел I»), Г. N. («Горе от ума»), Дамис («Тартюф»), конферансье («Командарм-2»), Моисей Бакин («Ярость»), Крюгер («Сенсация»), Тишка («Свадьба Кречинского»), Шкиндер («Светите, звезды»). В 1931 группа актеров вступила в конфликт с руководством АТ — всем было предложено поработать в Самаре во вновь организованном театре. Почти четыре года, проведенные Соловьевым в Самаре, оказались плодотворными. Его репертуар пополнился ролями: Освальд («Привидения»), Жадов («Доходное место»), Кастальский («Страх»). В 1934 новый руководитель АТ Б.М. Сушкевич вернул эту группу в АТ. Во 2-й период работы в АТ среди ролей Соловьева были: Керубино («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Вожеватов («Бесприданница»), Хлестаков («Ревизор»), Жадов («Доходное место»), Степа («Платон Кречет»), Микола Ивасенко («Шел солдат с фронта»), Тони («Мать»), Флориндо («Лгун»), Молчалин («Горе от ума»), Вася («Горячее сердце»), королевич Магнус («Великий государь»), Милонов («Лес»), Фрэнк («Профессия миссис Уоррен»), Фогель («Полководец Суворов»), Миловзоров («Без вины виноватые»), фон Кальб («Коварство и любовь»), князь Адам Вишневецкий («Борис Годунов»), Скаундрел («Голос Америки»), Фесте, шут («Двенадцатая ночь»), Городулин («На всякого мудреца довольно простоты»), барон Танака («Порт-Артур»), Розенкранц («Гамлет, принц Датский»), Усиков, поэт («Они знали Маяковского»), граф Льевиль («Торговцы славой»), Добронравов («Грозовой год»), Тихий («Бег»), Говард Вагнер («Смерть коммивояжера»), третий бог, ни то, ни се («Добрый человек из Сычуани»), Ганефельд («Перед заходом солнца»), Клинтон («Скандальное происшествие с мистером Кэттлом и миссис Мун»). Отзывы прессы об актере крайне скудны, проследить эволюцию его искусства невозможно. По мнению одного из критиков, в «Женитьбе Фигаро» Соловьев «мастерски передал непосредственность молодого пажа — Керубино» (Красная газ., веч. вып. 1935. 19 дек. — А. Штейн). Другой, говоря о спектакле «Шел солдат с фронта», отметил: «Обаятелен Микола Ивасенко, которого играет арт. Г.И. Соловьев. Отношения Миколы и Фроси [в исполнении Е.П. Карякиной] показаны в их подкупающей непосредственности. Здесь и режиссер, и актеры нашли краски мягкого юмора» (Красная газ., веч. вып. 1938. 20 дек. — Б. Бродянский). Во время Великой Отечественной войны Соловьев участвовал в шефской работе АТ по обслуживанию госпиталей, рабочих районов и колхозов. В зрелые годы игра Соловьева стала более разнообразной и многозначной: в cпектакле «Порт-Артур» «Колоритный портрет японского барона, дипломата и диверсанта рисует артист Г. Соловьев. Эта роль очень трудна потому, что актеру, в зависимости от обстановки, приходится выступать и в мундире высокопоставленного военного, и в куртке слуги. Тонко проводит артист и заключительную картину, когда барон Танака является к Стесселю с предложением сдать крепость» (Веч. Ленинград. 1954. 23 янв. — И. Бондаренко). «Умный, понимающий сложившуюся обстановку, даже в плену диктующий по существу Стесселю свою волю — таков был Танака в исполнении Г. И. Соловьева» (Смена. 1954. 2 февр. — В. Фролов). Другие роли: Иванов («Штиль»), Степка («Шахтер»), Хозе, летчик («Салют, Испания!»), чиновник («Маскарад»), Артур Мешем («Стакан воды»), Розенберг («Русские люди»), Масальский («Нашествие»), Дробязгин («Варвары»), Сухарько («Как закалялась сталь»), Коротков («Живой труп»), Браницкий («Лермонтов»), Паншин («Дворянское гнездо»), Сорочкин («Нарушенный покой» («Здесь пронеслась любовь»)). Соч.: Сын своего класса // «Бесприданница». Однодневная газ. Ленингр. гос. ак. театра драмы. Сезон 1935/36. Лит.: Программы АТ; Репертуар АТ (ук.); Дрейден С. «Гибель эскадры» в Гос. театре драмы // РиТ. 1935. № 6. С. 16; Цимбал С. «Варвары // Веч. Ленинград. 1946. 23 июня; Вербинина. С. 151, 153, 164, 171, 173, 174, 238, 255; Сюжеты, 2. С. 425, 426. Арх.: ЦГАЛИ СПб. Ф. 259. Оп. 2. Д. 667; Ф. 260. Оп. 1. Д. 311. Л. 85; Д. 417. Л. 59, 112; Д. 494. Л. 70; Д. 590. Л. 20; Д. 603. Л. 20; Д. 661. Л. 1, 13, 14, 23; Оп. 3. Д. 3274; Ф. 286. Оп. 1. Д. 10. Л. 281, 288, 301; Д. 35. Л. 18 об., 90, 188, 299; Д. 38. Л. 137; АТ (Личная учетная карточка Г.И. Соловьева); РО б-ки СТД СПб. Инв. № 1084–М2 (Биография Г.И. Соловьева). Сбоева, С. Соловьев Г.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 677-678.