Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1946) и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946).
Был женат на актрисе Театра оперы и балета Анастасии Васильевне Петровой. Окончил 2 курса Студии АТ. В 1929 вошел в труппу АТ и продолжал заниматься актерским мастерством п/р Н.В. Петрова.
На сцене АТ начал выступать будучи учеником: трактирный слуга («Ревизор», сп. Театра-студии), Тучков («Павел I»), Ступов («Рельсы гудят»), лакей Репетилова («Горе от ума»), Жук («Шахтер» («Голос недр»), Винчецкий и 1-й приведенный («Мятеж», сп. Театра-студии), Савельев («Высоты»), Шурка («Бурелом», сп. Театра-студии). В составе труппы АТ создавал по преимуществу образы второго ряда, небольшие и эпизодические — от глубоко драматических до комедийных, иногда остросатирических. К основным относились: Губарев («Командарм-2»), милиционер и Мосеич («Ярость»), Хлопов («Ревизор»), начальник караула («Робеспьер»), Рябошапка и Мося Шкиндер («Светите, звезды»), Щебнев («Свадьба Кречинского»), Зета («Нашествие Наполеона»), Петрушка («Горе от ума»), Панкрасио («Дон Кихот»), Сенечка Перчаткин («Чужой ребенок»), Кобаха («Гибель эскадры»), Морис Массурб («Мольба о жизни»), Степа и профессор Голубович («Платон Кречет»), Золотарев («Трус»), царевич Алексей («Петр I»), Павел I («Суворов»), Николка, юродивый («Борис Годунов»), Видкун Квислинг («В середине века»), судебный следователь («Живой труп»), генерал Кондратенко («Порт-Артур»), 1-й пленный офицер («Оптимистическая трагедия»), Актер («На дне»), Колодуб и Мирзаян («Второе дыхание»), Шварц («Потерянный сын»), Штейниц, домашний врач Клаузена («Перед заходом солнца»), Кулигин («Гроза»), профессор Голубович («Платон Кречет»), Леон Верт («Жизнь Сент-Экзюпери»), Евгений Миронович («Справедливость — мое ремесло»), Тер-Шмаонов («Иней на стогах»), Блохин («Сказки старого Арбата»), Сахатов («Плоды просвещения»), Нестор и Ефим («Живи и помни»).
В сер. 1930-х о купце Щебневе в «Свадьбе Кречинского» писали: этот образ «резко выделяется чрезвычайной свежестью замысла и остротой выполнения». «Изображаемый Никельбергом Щебнев — в очень малой степени представитель российского купечества. Это скорей ростовщик из новелл Шамиссо или Гофмана, страшная и отвратительная фигура благовидного хищника, стяжающего вместе с деньгами и человеческие души, нашедшего мертвый жест и неподвижную маску для всех своих темных и жестоких дел. Этот превосходный замысел, правильно прощупывающий стилистическое существо драматургии Сухово-Кобылина, тонко и точно выполняется актером и подчеркивается не только внешне европеизированным обликом, но и повторностью интонаций и расчетливой сдержанностью жеста» (РиТ. 1935. № 5. С. 17. — С. Цимбал).
Несколько ролей Никельберг исполнял в очередь с премьерами АТ: Б.А. Бабочкиным — роль Курта Вальдена («Суд»), Б.А. Гориным-Горяйновым — Нарокова («Таланты и поклонники»), К.В. Скоробогатовым — Лемма («Дворянское гнездо») и доктора Вернона («Мачеха»). В статье, посвященной 50-летнему юбилею творческой жизни актера, которая всегда была связана с АТ, отмечалось: «Никельберга по праву считали мастером эпизода». Даже в ролях, состоящих из одного-двух эпизодов, он «умел раскрыть полярно противоположные человеческие характеры». Самому Никельбергу ближе всего были образы «психологически сложные, душевно богатые, с несчастливой судьбой» — такие, как Актер в спектакле «На дне» — роль, исполненная им сотни раз. Его Актер воспринимался зрителем «опустившимся, потерявшим себя, безымянным», и вместе с тем можно было рассмотреть в нем «неистребимую жажду творчества, загубленный, но не угасший до конца талант» (Театр. Ленинград. 1979. № 40. С. 8, 9).
Снимался в кино. Играл роль Зиновьева в фильме «Синяя тетрадь» (1964).
Другие роли: парикмахер, раб, американец — в интермедиях («Тартюф»), Горский («На берегу Невы»), Яков Свердлов («Грозовой год»), Костанецкий доктор («Маскарад»), Одоевский («Великий государь»), Акопов («Доброе имя»), князь Туренин («Царь Федор Иоаннович»), Яков Свердлов («Грозовой год»), Костанецкий, доктор («Друзья и годы»), Шалашов («Между ливнями»), Рыбник («Легенда об Уленшпигеле»), Хиггинс («Потоп»), председатель палаты («Похождения Чичикова, или Мертвые души»), Максим Пакленников («Ивушка неплакучая»), директор таможни («Капитанская дочка»).
Лит.: Цимбал С. Вдохновенный образ // Вечерний Ленинград. 1949. 5 янв.; Персидская О. Сила Горьковского гуманизма // Ленинградская правда. 1957. 20 янв.; М.Л. Никельберг // Театр. Ленинград. 1966. № 20. С. 6–7; Михаил Лазаревич Никельберг // Ленинградская правда. 1985. 13 нояб. С. 4.
Арх.: РО б-ки СТД СПб (Биография М.Л. Никельберга. Л. д. М. Л. Никельберга); АТ (Л. д. М.Л. Никельберга); ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 1065. Л. 6, 7 об., 10, 11; Д. 1175. Л. 194.
Сбоева, С. Никельберг М.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 503-504.
Читать далее