Вернуться
Честноков Владимир Иванович, артист, художественный руководитель театра (1966-1968)
Честноков Владимир Иванович, артист, художественный руководитель театра (1966-1968)
Персоналия
Честноков Владимир Иванович
Годы жизни
(30.03(12.04).1904, Санкт-Петербург - 15.05.1968, Ленинград, похоронен на Волковом кладб.
Вид деятельности
Артист, художественный руководитель театра (1966-1968)
Звание
Народный артист РСФСР (1960)
Период работы в театре
1924 —15.07.1936, 10.11.1954 — 15.05.1968
Биография
Лауреат Государственной премии СССР (1950, 1967). В АТ 1924–1936, 1954–1968 (с 1966 — художественный руководитель). Жена — актриса АТ Е.В. Аскинази-Честнокова. Родился в семье служащего ситценабивной фабрики. По окончании Анненского училища занимался в Вольной студии Е.П. Карпова (1920–1922), в Школе русской драмы (1922–1924). В 1924–1928 был актером Театра-студии при АТ. В 1928–1936 — актером АТ. В 1936–1937 служил в Театре Ростова-на-Дону п/р Ю.А. Завадского, а в 1937–1941 — в Театре им. Ленинского комсомола (Л), в 1942–1945 — в Театре КБФ, в 1945–1954 — в Ленинградском драматическом театре, в 1955 вернулся в АТ. Уже в 1-й период Честноков обнаружил способность сочетать яркую эмоциональность с четкой разработкой роли. Он был темпераментен, пластичен, обладал красивым голосом. Ему было присуще чувство ансамбля, он подчинялся режиссерской воле, если, конечно, она казалась ему убедительной. Честноков появлялся в разноплановых ролях: от сатирических Коробкина и Почтмейстера в «Ревизоре» (1927) до легкомысленного Фадинара в «Соломенной шляпке» (1928), от резонерствующего Фурманова («Мятеж», 1928) или озлобленного Кастальского («Страх», 1931) до веселого Курчаева («На всякого мудреца довольно простоты», 1933). Более всего Честноков обнаруживал склонность к ролям романтико-героическим. Потому лучшими оказались Сирано де Бержерак (в Театре им. Ленинского комсомола (Л), 1941) и Дон Сезар де Базан (в Ленинградском драматическом театре, 1948). О них много писали и говорили как о высших достижениях актерского искусства. После возвращения Честнокова в АТ первой его ролью стал Фиеско («Заговор Фиеско», 1955). Казалось бы, роль была как раз по нему. Однако общее прямолинейное режиссерское решение не позволило ему раскрыться полностью. Лучшие достижения Честнокова в этот период: Алексей Иванович в инсценировке «Игрока» (1956), Ларин в «По московскому времени» (1961), роли В.И. Ленина в нескольких спектаклях — «Грозовой год» (1957), «Цветы живые» (1960), «Суровое счастье» (1959), «Между ливнями» (1965). Играя В.И. Ленина, Честноков старался представить его живым, деятельным человеком, думающим, отзывчивым. Его Алексей Иванович вначале был романтиком, веселым и любопытным молодым человеком, жаждущим разгадать загадки генеральского дома. Он был исполнен чувства независимости и собственного достоинства. Но постепенно мысль о деньгах и стремление защитить себя в этом мире сплетались для него все тесней и тесней и в конце концов вели его к гибели. Одна из последних ролей Честнокова — Моцарт в «Маленьких трагедиях» (1962) (ранее он играл Моцарта в театре Ростова-на Дону). Его Моцарт был красив и изящен, он вбегал на сцену, словно танцуя, весело, беззаботно смеялся над игрой скрипача. Моцарт Честнокова был бесконечно доверчив и искренен, может быть, слишком обытовлен, но именно это позволяло актеру показать всю неистощимость и незащищенность его таланта. Среди других ролей в АТ: Сакари («Волчьи души»), Боронин («Яд»), Ода Набунага и Раммару («Ода Набунага»), Давид («Робеспьер»), царевич Федор («Борис Годунов»), Виктор Готье («Мольба о жизни»), Левин («Второе дыхание»), Кроссман («Осенний сад»), Голубков («Бег»), Биф («Смерть коммивояжера»), Матвей Михайлович Печерский («Друзья и годы»), Айзенринг и Сатана («Бидерман и поджигатели»), Леон Верт («Жизнь Сент-Экзюпери») и др. Соч.: Как я работал над образом Ленина: Записки актера. Л.; М., 1960. Лит.: ТЭ; Репертуар АТ (ук.); Мархасев Л. Гл. роль. Л., 1963; Иванова В. Владимир Честноков. Л., 1967; Алянский Ю. Театр. легенды. М., 1973. С. 199–201, 203–217; Сюжеты, 2. С. 425, 426. Арх.: АТ (Личный листок по учету кадров; Личные учетные карточки В.И. Честнокова); СПбГМТиМИ. Ф. 212; ЦГАЛИ СПб. Ф. 260. Оп. 1. Д. 417. Л. 59; Д. 494. Л. 70; Д. 590. Л. 20; Д. 603. Л. 20; Д. 661. Л. 1, 14, 23; Д. 923. Л. 11 об.; Д. 1010. Л. 6; Д. 1066. Л. 1; Ф. 286. Оп. 1. Д. 39. Л. 136. Данилова, Л. Честноков В.И. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 779.