Персоналии
Дмитриев Иван Петрович, артист
Дмитриев Иван Петрович, артист
Персоналия
Дмитриев Иван Петрович
Годы жизни
30.07(12.08).1915, Грозный - 23.10.2003, Петербург, похоронен на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Звание
Народный артист СССР (1980)
Период работы в театре
1933 — 1935, 27.01.1973 — 26.10.2003
Биография
Награжден орденом Красной Звезды (1942), орденами Отечественной войны I ст. (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV ст. (2000), медалями «За боевые заслуги» (1943), «За оборону Ленинграда» (1944), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1945). В школьные годы занимался в драматическом кружке при стекольном заводе под Вышним Волочком, входил во вспомогательный состав Вышневолоцкого театра. Работал униформистом на арене Ленинградского цирка. Окончил в 1937 Центральное театральное училище (мастерская В.Н. Соловьева и Н.И. Комаровской). В дипломном сп. «Волки и овцы» играл Аполлона Мурзавецкого. На сцене АТ Дмитриев впервые появился в студенческие годы в ролях гусара на балу («Маскарад») и стрельца («Борис Годунов»). Л.С. Вивьен, новый главный режиссер АТ, предложил Дмитриеву по завершении учебы вступить в труппу. Однако молодой актер счел, что к этому не готов. Профессиональную работу начал в театре Комедии. Был призван в армию и в 1939 стал актером Театра КБФ, исполнял роли Говорухи-Отрока («Сорок первый»), Сергея Луконина («Парень из нашего города»). В годы войны Театр КБФ оставался в осажденном Ленинграде. Дмитриев в составе актерских бригад постоянно выступал на линии фронта в политических сценках-миниатюрах (в т. ч. и на полуострове Ханко — в его самые тяжелые дни). Создал множество образов военных: генерал-майор Луконин («Русские люди»), Сергей Горлов («Фронт»), матрос Бушнов («У стен Ленинграда»), капитан третьего ранга Кондратьев («Офицер флота»), капитан Ельников («Земля подтверждает») и др. Играл Гарри Смита («Русский вопрос»). В 1948 перешел в Ленинградский драматический театр (ныне им. В.Ф. Комиссаржевской), где его репертуар значительно расширился. К основным ролям здесь относились: полковник Воропаев («Счастье»), Филипп Роулингс («Пятая колонна»), Бабило («Если бы небо было зеркалом»), Григорий Фаддеевич («Дым отечества»), Свидригайлов («Преступление и наказание»), Паратов («Бесприданница»), Антонио («Дом сеньора Антонио»), Пунтила («Господин Пунтила и его слуга Матти»), Остап Бендер («Горестная жизнь плута»), Мастаков («Старик»). Образы, созданные Дмитриевым, привлекали внимание зрителей прежде всего «современностью звучания и четко выраженной жизненной позицией» (Театр. Ленинград. 1967. № 44. С. 6). В 1973 дебютировал в АТ в ролях командира подводной лодки Егорьева («Ночью без звезд») и Сатина («На дне»), на которую был приглашен после смерти Н.К. Симонова. «Так сложилось, что из классического репертуара я сыграл Ноздрева в „Похождениях Чичикова“… Сатина… дворецкого в „Плодах просвещения“, Брабанцио в „Отелло“, Старого пастуха в „Зимней сказке“, — вспоминал актер в одном из последних интервью. — Было немало ролей и в современной драматургии, но, как ни жаль, в большинстве своем это были „пустые“ пьесы, где не было места настоящим характерам. Бледные, стандартные, они не оставили в душе никакого следа» (Театр. Петербург. 2003. № 2. С. 9. — Беседу вела Е. Щербацкая). В ряд персонажей совр. произв. входили: Березин («Ураган»), Вячеслав («Из записок Лопатина»), Вихров («Приглашение к жизни»), Крымов («Пока бьется сердце»), Леонтий Сидорович («Ивушка неплакучая»), полковник («Над светлой водой»), Сагадеев («Тринадцатый председатель»), Самарин («Предел возможного»), Борис Николаевич («Лукия»), Василь, по прозвищу Мультик («Вечер»), Троха («Чужая ноша»), римлянин («Мать Иисуса»), Метехин («Вожди»). Играл Дмитриев также Фрэзера («Потоп»), отца Гринева («Капитанская дочка»), боярина Федора Даниловича («Александр Невский»), Хрюкова («Шутники»), Трилецкого («Платонов»). Выступал на радио и на телевидении. «Сценическому таланту Дмитриева свойственна простота и убедительность, психологическая углубленность образов и в то же время романтический взгляд на своих героев. Его персонажи всегда привлекают своей насыщенной внутренней жизнью, какой-то особой духовной наполненностью», — отмечалось в одной из статей об актере (Театр. 1980. № 12. С. 85). С 1939 снимался в кино. Среди наиболее известных ролей: Д.П. Павлов («Академик Иван Павлов», 1949), певец («Мусоргский», 1950), Крылов («За витриной универмага», 1956), Горелов («Крутые горки», 1956), старпом («Полосатый рейс», 1961), Свиридов, подполковник контрразведки («Армия „Трясогузки“ снова в бою», 1967), Блинов («Сибириада», 1978), Мокроусов («Государственная граница», 1980), граф Разумовский («Паганини», 1982). Избирался депутатом Ленингр. гор. Совета (1976–1980), вел многолетнюю военно-шефскую работу, был председателем созданной им секции ветеранов-актеров Балтики. Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 208; Репертуар АТ (ук.); Рыжова В. До того, как последует продолжение // ТЖ. 1963. № 23. С. 26–27; И.П. Дмитриев — н. а. РСФСР // Театр. Ленинград. 1970. № 10. С. 5–7; Творческий путь мастера // Театр. Ленинград. 1980. № 15. С. 6–7; Ильичев М. Пока Сагадеев молчит… // ТЖ. 1981. № 22. С. 7–9; Иван Дмитриев: «Все на земле от света и тепла…» / Беседовал В. Желтов // Театр. Петербург. 2001. № 10. С. 14–17; Некр.: Культура. 2003. 30 окт. — 5 нояб. С. 2. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 32. Л. 19–20. Сбоева, С. Дмитриев И.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 260.