Вернуться
Ковель Валентина Павловна, артистка
Ковель Валентина Павловна, артистка
Персоналия
Ковель Валентина Павловна
Годы жизни
23.01.1923, Ленинград - 15.11.1997, Петербург, похоронена на Большеохтинском кладб.
Вид деятельности
Артистка
Звание
Народная артистка СССР (1988)
Период работы в театре
Биография
Муж — актер В.А. Медведев. Окончила в 1946 Ленинградский государственный театральный институт (училась в классах Л.Ф. Макарьева, Л.С. Вивьена, Б.П. Петровых и Н.Е. Серебрякова). Работала в БДТ (1966–1997). Играла также в ленинградском Театре Сатиры на Васильевском. Снималась в кино, работала на телевидении. Трагикомическая острохарактерная актриса. Ее темпераментная игра отличалась броскими резкими тонами. Бьющим через край жизненным темпераментом она нередко наделяла своих героинь, которые обнаруживали одновременно комедийные, порой с фарсовым оттенком, драматические (или трагические) и нередко — лирические черты. В манере актрисы сочетались эксцентричность и тонко найденные бытовые подробности. Ее сценически образам были присущи глубина и блеск исполнения. В АТ стремление актрисы к ярким, живым жизненным краскам лучше всего реализовалось в Марье Антоновне («Ревизор»). В эпизодической роли Зойки Толоконцевой («Годы странствий») Ковель сумела создать «один из центральных образов спектакля». Героиня маскировалась «напускной грубостью и бесшабашностью, игрой в бывалого и много повидавшего солдата» (Смена. 1957. 30 нояб. С. 4. — Ю. Алянский) и поначалу могла показаться разбитной, резкой, даже залихватски-грубоватой, но затем актриса тонко давала почувствовать, что за этим прячется чистая девическая застенчивость. Ковель играла здесь и «пылкую дерзость юности, идущей стремительно без оглядки вперед, и отчаянную смелость, не остуженную еще годами и рассудком, и силу пробудившейся большой любви» (Театр. Ленинград. 1958. № 29. С. 7. — С. Осовцов). Этапной стала и роль Насти («На дне»). Актриса обнаруживала «самые сокровенные помыслы и чувства героини» (Смена. 1957. 30 нояб. С. 4. — Ю. Алянский), к-рая сохраняла в душе островки чистоты и зыбкой, почти немыслимой в ее условиях надежды. Др. роли: Клара («Сонет Петрарки»), Поликсена («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Варвара («Гроза»), Бочкарева («Платон Кречет»), Тетушка («Обыкновенная история»), Мурка («На диком бреге»), Матильда («Дикий капитан»). Новые грани дарования Ковель, в т.ч. ее возможности как трагикомической актрисы, раскрылись в БДТ. Среди ролей: Лиза Белова («Традиционный сбор»), Эстер («Цена»), Пошлепкина («Ревизор»), Кабато («Ханума»), Анна Васильевна («Прошлым летом в Чулимске»), Манька («Три мешка сорной пшеницы»), Беатрис («Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки»), Вера Сергеевна («Энергичные люди), Вязопуриха («История лошади»), Брандахлыстова («Смерть Тарелкина»), Манефа («На всякого мудреца довольно простоты»), Квашня («На дне»), Клара («Визит старой дамы»). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 213; Репертуар АТ (ук.); Осовцов С. Нет маленьких ролей // Сов. культура. 1958. 26 авг.; Невзорова Г. Большое дарование // Веч. Ленинград. 1959. 28 дек. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 1-с. Д. 33. Мальцева, О. Ковель В.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 356-357.