Персоналии
Самошин Борис Андреевич, артист
Самошин Борис Андреевич, артист
Персоналия
Самошин Борис Андреевич
Годы жизни
26.07.1928, Ленинград - 11.01.1994, Санкт-Петербург, похоронен на Сев. кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1969)
Период работы в театре
Биография
Был женат на актрисе Майе Констанитновне Забулис. Дочь — актриса Ольга Борисовна Самошина. Окончил в 1952 ЛГТИ (класс Л.Ф. Макарьева). В дипломных спектаклях играл Нарокова («Таланты и поклонники»), Вербу («Калиновая роща»), Мориса («Глубокая разведка»), Бальзаминова («Женитьба Бальзаминова»). С 1952 по 1955 входил в труппу Грозненского областного драматического театра им. М.Ю. Лермонтова, среди ролей: Великий князь Кирилл Владимирович («Порт-Артур»), Сережа («Твое личное дело»), Родриго («Отелло»), Нелькин («Свадьба Кречинского»). Дальнейшая творческая жизнь Самошина проходила в Ленинграде-Петербурге. С 1955 по 1978 Самошин работал в ТЮЗе. Начинал с эпизодических ролей: Коробкин («Ревизор»), кленовод («Два клена»). Именно здесь он обрел «своего» режиссера, раскрывшего его актерское дарование, — С.Е. Диманта и стал исполнять вторые и главные роли. К основным относились: Кюхельбекер («В садах Лицея»), принц Милон («Ворон»), Бенволио («Ромео и Джульетта»), Берсенев («Накануне»), Столбов («Коллеги»), Филипп II («Дон Карлос»), Иеремия Мерлендер («Месс-Менд»), Дон Кихот («Дон Кихот»), Пимен («Борис Годунов»), «оперная партия» Крокодила («Наш Чуковский»). Актера ТЮЗа Самошина отличала разноплановость: он мастерски воплощал лирико-драматические и острохарактерные, молодые и возрастные роли, выступал в спектаклях разных жанров. Т. Золотницкая писала о «Дон Карлосе»: «Борис Самошин — единственный актер, которому важно понять своего героя, найти внутреннее оправдание его поступков, проследить сложный процесс раздумий жесткого, страшного человека. Конечно, Филипп одинок в шиллеровской трагедии. Но очень одинок и Самошин в этом спектакле, в его актерском ансамбле. Б. Самошин играет короля Филиппа старым, очень старым. Высокий, сгорбленный, он как-то весь внутренне сжат, весь ушел в себя… он лишь спица в неумолимой колеснице государства. Он зол от бессилия. Он мечется. Он запутался. И все его бесчеловечные поступки — не из любви к жестокости и злодейству, а от этой запутанности и безысходности. Король Филипп — блистательная, законченная работа» (Учительская газ. 1966. 26 нояб.). В АТ актер играл много. Неожиданные вводы — чуть ли не за ночь выученные эпизодические и большие роли — чередовались с новыми разножанровыми работами. К основным относились: отец Иона Радофиникин («Унтиловск»), Шевляков, председатель военного трибунала («Высшая мера»), князь Дулебов («Таланты и поклонники»), Блохин и Балясников («Сказки старого Арбата»), корифей хора и Продик («Беседы с Сократом»), Миронов («Капитанская дочка»), генерал Беннингсен («Фельдмаршал Кутузов»), Сорин («Чайка»), Вральман («Недоросль»), Гарсби («Миражи»). «Отца Иону играют два исполнителя. У Р. Лебедева — это более умный, хитрый, жестокий человек, — считал рецензент. — Иначе и, пожалуй, ближе к замыслу режиссера, подошел к созданию образа Ионы… Б. Самошин. Трусоватый, недалекий захолустный служитель культа прежде всего озабочен собственными семейными неудачами. Он отчетливо сознает всю цену своей деятельности, отсюда у него трагическое восприятие мира» (Ленингр. правда. 1979. 26 апр. С. 3. — Е. Володарская). Н. Лукашук в статье об актере отмечал: «Велеречивый философ Продик в „Беседах с Сократом“ у Самошина был напыщен и важен. Но стоило появиться маленькому Сократу (М. Хижнякову) — и заносчивость Продика улетучивалась. Снедаемый завистью, он терял самообладание, все больше влезая на „котурны“, вытягивая шею, как гусь, становясь жалким и нелепым. Тонкие, тщательно продуманные актерские работы соседствовали в творчестве характерного артиста Самошина с сыгранными резко, плакатно, с нажимом. Непримиримость сталинского прокурора Шевлякова в „Высшей мере“ выставлялась напоказ, двойственная игра его Беннигсена из „Фельдмаршала Кутузова“ была тонко завуалирована и скрыта, подчеркивались капризность и хлопотливость Сорина в „Чайке“, порывистость и бескорыстное сочувствие поверенного Гарсби в „Миражах“ еще больше раскрывали трагическую ситуацию пьесы О’Нила» (Веч. Петербург. 1994. 25 янв. С. 3). К лучшим созданиям Самошина принадлежит также роль хранителя истории и культуры Петербурга Бронникова («Пять романсов в старом доме»), исполненная в Театре эстрады, где актер выступал одновременно со службой в АТ. Снялся в фильмах-спектаклях: «Чайка» (1964), «Срочно требуются седые волосы» (1970), «Юбилей» (1972), «Приглашение к жизни» (1981), «Шаги императора» (1990, телефильм). Другие роли в АТ: жених и Баллон, отец жениха и Трумпетерстроле («Пер Гюнт»), Чередилов («Приглашение к жизни»), Виль («Ночью без звезд»), режиссер фильма («„А существует ли любовь?“— спрашивают пожарные»), Мельников («Васса Железнова»), старый цыган («Веранда в лесу»), Филлони («Час пик»), Куликов («Предел возможного»), Лебедев («Требую суда!..»), Окаемов («Машенька»), Орлов («Торможение в небесах»), князь Святослав («Александр Невский»). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 217; Репертуар АТ (ук.); Марченко Т. Не проходите мимо ТЮЗа // Нева. 1965. № 3. С. 204–205; Артист Театра юных зрителей // Театр. Ленинград. 1969. № 14. С. 5–6; Зрители скоро увидят. «Таланты и поклонники» // Театр. Ленинград. 1980. № 43. С. 10. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 3-с. Д. 90; АТ (Л. д. Б.А. Самошина); РО б-ки СТД СПб. (Л. д. Б.А. Самошина). Сбоева, С. Самошин Б.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 630-631.