Лауреат Государственной премии СССР (1972, за роль Павла Корчагина в сп. «Драматическая песня»).
Окончил в 1962 ГИТИС. К этому времени был популярным киноактером. Уже на 1-м курсе начал сниматься. Его Геннадий Сахненко в фильме «Прощайте, голуби!» — «Упрямый, решительный, непоколебимо честный… Суровый не по летам. Резкий. Угловатый… Но как неожиданно раскрывается „сердитый“ локтевский герой в любви, в первом юношеском стремлении к счастью. Секрет героя фильма — затаенная нежность». В каждой следующей роли актера «сквозь прозаические бытовые подробности проглядывает поэзия». «Малейшее душевное движение выражается в пластическом рисунке» создаваемых им образов (Актеры сов. кино. М., 1971. Вып. 7. С. 151, 152, 157. — О. Ремез).
С 1962 по 1972 был актером Московского драматического театра им. А.С. Пушкина, где сыграл Бориса («Дневник женщины»), Хосе («День рождения Терезы»), Тимофея Рваного («Поднятая целина»), Павла Корчагина («Драматическая песня»). В 1972 вместе с Б.И. Равенских, режиссером этого театра, перешел в Малый театр и проработал в нем до 1978. Среди ролей: князь Шаховской («Царь Федор Иоаннович»), Панин («Русские люди»), Влас («Дачники»), Хрущ («Любовь Яровая»). Продолжал сниматься в кино. Играл Димку («Последний хлеб», 1963), Володю Ермакова («Я шагаю по Москве», 1964), Колю Терентьева («Первый снег», 1965), Володю Иванова («Наш дом», 1965), Алексея Денисова («Туннель», 1967), молодого Алексея Пешкова («По Руси», 1968), следователя («Печки-лавочки», 1972) и др. роли. Участвовал в теле- и радиопостановках. Представлял «первое поколение послесталинской эпохи, замешенное на гордости за страну-победительницу, но уже устремленное к новым, казалось тогда, абсолютно ясным горизонтам» (Рос. газ. 2006. 19 сент. С. 7. — П. Ненароков).
С 1980 по 1986 входил в основной состав труппы АТ. В 1984 поставил сп. «Несколько часов из жизни мужчины и женщины». В 1986–1988 являлся режиссером-стажером АТ. Затем снова служил актером. Выступал в главных, вторых и небольших ролях: Пахомов («Веранда в лесу»), Вологжин («Живи и помни»), Куликов («Предел возможного»), Николай («Позови меня в даль светлую»), врач («Пока бьется сердце»), метеоролог, доктор Компаньо («Аэропорт»), Жевляков, член военного трибунала, сержант, прокурор («Высшая мера»), Чумаков («Капитанская дочка»), Генрих («Фельдмаршал Кутузов»). Во время «перестройки» вступил в труппу московского театра «Глас». Поставил на его сцене сп. «Верую!» по В.М. Шукшину, «Федор и Аня» — о Ф.М. Достоевском, «Видения на холме» — о Н.М. Рубцове. Наиболее крупной режиссерской работой Локтева стал сп. «Последняя любовь Достоевского» в Московском театре им. Вл. Маяковского (нач. 2000-х), для которого им была написана пьеса, вобравшая в себя мотивы романов писателя, его воспоминания и дневники.
Погиб в автокатастрофе.
Соч.: Люблю характеры сдержанные // ТЖ. 1964. № 11. С. 28–29; Светить другим, сгорая… // Сов. культура. 1977. 29 апр. С. 5.
Лит.: Репертуар АТ (ук.); Горина М. Утверждение героя // Сов. культура. 1971. 28 окт.; Езерская Е. Стиль измены не простит // Красноярский рабочий. 1988. 26 авг. С. 3; Должанский Р. Федя и Аня в предлагаемых обстоятельствах // Коммерсантъ DAILY. 1996. 13 февр. С. 13; Перепелкина М. Алексей Локтев: своя колея // Петерб. телезритель. 2006. № 11. С. 5; Жунусов О. Погиб Алексей Локтев // Известия. 2006. 19 сент. С. 10; Анохин А. Последняя исповедь актера // Рос. газ. 2006. 19 сент. С. 7.
Арх.: АТ (Л. д. А.В. Локтева).
Сбоева, С. Локтев А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 425-426.
Читать далее