Персоналии
Клейнер Вениамин Лазаревич, артист
Клейнер Вениамин Лазаревич, артист
Персоналия
Клейнер Вениамин Лазаревич
Годы жизни
20.09.1911, местечко Немиров Подольской губ - 02.12.1996. Санкт-Петербург, похоронен на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1976)
Период работы в театре
Биография
Награжден медалями «За оборону Ленинграда» (1946), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» (1946), «50 лет Победы в Великой Отечественной войне» (1995). Первая жена — з. а. РСФСР Галина Николаевна Кириллова (ГАТОБ). Актерское образование получил в Техникуме сценических искусств (класс В.Н. Соловьева, 1929–1931). В 1931–1933 работал актером в Пермской и Челябинской обл., где сыграл Кавалерова в «Заговоре чувств» Ю.К. Олеши и Швейка в инсц. «Похождений бравого солдата Швейка» Я. Гашека. С 1933 и до конца жизни — актер АТ. В годы Великой Отечественной войны был артистом фронтового филиала АТ (1941–1944), выступал перед боевыми частями Северо—Западного, Ленинградского, Карельского и Первого Прибалтийского фронтов и моряками Северного и Балтийского флотов. На сцене АТ сыграл более 130 ролей, преимущественно второго плана, получив общее признание зрителей и прессы. Рецензенты всегда отмечали, пусть и в кратких формулировках, его исполнение даже эпизодических ролей. Клейнеру были свойственны глубокая проработка сценических образов, задушевная сценическая интонация в ролях драмвтических и острое чувство юмора — в комедийных. Наиболее полно его дарование раскрылось в сп.: «Борис Годунов» (царевич Феодор и Поэт), «Петр I» (Бутурлин), «Лгун» (Флориндо и Бригелла), «Полководец Суворов» (Фогель), «Двенадцатая ночь» (Фабиан), «Великий Государь» (Королевич Магнус и Одоевский), «Гамлет» (Озрик), «На дне» (Татарин и Медведев), «Бег» (Артур Артурович), «Нахлебник» (Трембинский), «Кремлевские куранты» (часовщик), «Сказки старого Арбата» (толстячок и Блохин), «Маленькие трагедии» (Лепорелло), «Вишневый сад» (Симеонов-Пищик), «Пер Гюнт» (Доврский дед), «Лебединая песня» (суфлер Никита Иванович), «Лукия» (Спиридон), «Жизнь Сент-Экзюпери» (Леон Верт). О его исполнении пристава Кизила в сп. «Много шуму из ничего» критик писал: «Мы воочию видим, как фигура второго или даже третьего сценического плана в игре мастера обретает живую плоть и кровь» (Коммуна, Воронеж. 1984. 13 июня. — Б. Подкопаев). Умение Клейнера даже в небольших ролях вскрывать драматический «нерв» всего спектакля отмечали многие рецензенты. Самую точную и глубокую творческую характеристику Клейнеру дал Л.С. Вивьен: «Способный характерный актер с комедийным уклоном, легкой эмоциональностью, выразительными сценическими данными», исполняющий роли «с реалистической правдивостью, остротой мысли, с большим разнообразием сценических красок, тонкой отделкой деталей, своеобразием и обаянием». Режиссер отметил, что даже на вводах Клейнер хорошо чувствует ритм спектакля. Прекрасно владеющий сценической формой актер создает сценические образы, «глубоко проникая в изображаемую эпоху, тонко чувствуя стилевые особенности автора» (Вивьен Л.С. Характеристика Л.В. Клейнера // АТ. Л. д. Л.В. Клейнера). Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 205; Александров И. Живой, страстный, волнующий…// Веч. Ленинград. 1957. 29 янв.; Головашенко Ю. Успех творческих поисков // Сов. культура. 1957. 14 марта. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4. Д. 16. Л. 59–63, Д. 33. Л. 7–8; АТ (Л. д. В.Л. Клейнера). Варламова, А. Клейнер В.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 351.