Персоналии
Хижняков Михаил Степанович, артист
Хижняков Михаил Степанович, артист
Персоналия
Хижняков Михаил Степанович
Годы жизни
23.02.1923, с. Павловка Павловского р-на Оренбургской обл. - 1992
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист РСФСР (1967)
Период работы в театре
11.09.1978 — 01.08.1988
Биография
Награжден орденом Отечественной войны II ст. (1985), медалью «За доблестный труд» (1970). В 1939–1940 учился в Калининском Театральном училище; с 1940 по 1941 — в Уральском театральном институте в Свердловске. Ушел с 3-го курса и добровольцем вступил в ряды Красной армии. Воевал на Керченском направлении. Попал в плен, за 1942–1945 прошел через 13 концентрационных лагерей, находившихся во Франции, Германии и Чехословакии. С 1945 по 1947 служил в Советской армии. С 1947 по 1949 актер Вологодского передвижного колхозно-совхозного театра, дебютировал в ролях отца («Слуга двух господ») и Сенечки («Старые друзья»). В 1949–1955 входил в труппу Вологодского областного драматического театра, исполнял роли: Дмитрий Ульянов («Семья»), Амадей («Анжело»), шут («Конец — делу венец»), кот («Сказка об Иванушке и Василисе прекрасной»). С 1955 по 1957 в Даугавпилсском русском драматическом театре играл Озрика («Гамлет»), часовщика («Кремлевские куранты»), комиссара («Гостиница „Астория”»); с 1957 по 1967 в Калининградском областном драматическом театре выступал в ролях Фаюнина («Нашествие»), Ричарда III («Ричарда III»), Сорина («Чайка»), Епиходова («Вишневый сад»). В 1967–1978 работал в Рижском театре русской драмы. Это был наиболее плодотворный период в жизни актера. В репертуар Хижняков входили: Аздак («Кавказский меловой круг»), Санчо Панса («Человек из Ламанчи»), Лука («На дне»), Мольер («Жизнь господина де Мольера»), Сократ («Беседы с Сократом»), Аттилио («Цилиндр»), Лир («Король Лир»), Мармеладов («Убивец», по роману «Преступление и наказание»). «Режиссер А. Кац и исполнитель роли Сократа М. Хижняков не акцентировали интеллектуальное превосходство древнегреческого философа над окружающими. Характер таланта М. Хижнякова, по привычным представлениям, не соответствует амплуа героя или интеллектуала. Сила этого актера в точной, разработанной до мелочей реалистической манере игры в сочетании с импульсивной эмоциональностью. В Сократе (герое-мыслителе) ...А. Кац хотел подчеркнуть демократизм, укрепить уверенность в высокой миссии каждого человека на земле. <...> Одетый в белый, подпоясанный простой веревкой хитон Сократ М. Хижнякова любил ходить босиком, для того чтобы каждый миг всеми своими чувствами ощущать землю, в пыли которой тонут его ступни. Этот Сократ отличается от своих современников главным образом способностью интенсивно, жадно проживать каждое мгновение жизни. Поэтому финал спектакля сыгран в другой эмоциональной тональности, нежели он дан в пьесе Э. Радзинского, — здесь с жизнью расстается человек, чувствовавший ее — изо дня в день — гораздо глубже, чем все остальные» (Рижский театр русской драмы, 1940–1983: Очерк истории. Рига, 1983. С. 189, 192). В АТ Хижняков был приглашен на роль Сократа (после смерти Ю. В. Толубеева). Но дебютировал на его сцене в роли Манюкина («Унтиловск»). Пресса заметила эту работу: «Седой человек в нелепом одеянии, с тряпкой вместо шарфа, в незашнурованных ботинках, выглядит жалким, но есть в нем и мягкость и совестливость. В трактовке Хижнякова Манюкин не столько враль, сколько утешитель» (Веч. Ленинград. 1979. 24 янв. — Н. Зайцев). Основные работы в АТ: Сократ («Беседы с Сократом»), Земсков («Высшая мера»), Нестор («Живи и помни»), Иван Митрофанович («Предел возможного»), отец Горио («Отец Горио»), дед Макар, поп-расстрига («Требую суда!..»), Блохин («Сказки старого Арбата»). «Его Сократ отнюдь не „сложившийся философ”. Его истинное счастье в вечном поиске истины, что дороже для него всех богатств и радостей земной жизни. В нем есть твердое ощущение добра и зла, благополучия общего, бескорыстного или эгоистического, себялюбивого. И во имя этого общего блага он пойдет на смерть, ни на секунду не колеблясь, не ища блага и пощады лично для себя» (Театр. Ленинград.1979. No 26. С. 6–7). В АТ Хижняков играл немало, но роли не стали событием ни в творческой биографии актера, ни в худож. жизни театра. В 1988 Хижняков вышел на пенсию. Другие роли в АТ: врач и Ковшов («Пока бьется сердце»), Доврский дед («Пер Гюнт»), Никита Иванович (<«Лебединая песня» («Калхас»)>), Дулебов («Таланты и поклонники»), врач Кудинов («Песня жизни»), писатель Лавренев («Поющие пески»), хозяин, владелец газеты («Монолог на городской площади»), Элфред («Маленький вокзальчик, весь в цветах»), доктор и интендант французской армии («Фельдмаршал Кутузов»), Евгений Степанович («Лукия»), Орлов («Торможение в небесах»). Лит.: Репертуар АТ (ук.); Зубков Ю. Весна всегда с метелями // ТЖ. 1979. No 9. С. 10–11; Володарская Е. Разоблачая обывательщину // Ленинградская правда. 1979. 26 апр.; Лисицын А. Сотый спектакль: [«Бесе- ды с Сократом»] // Ленинградская правда. 1982. 14 мая. Арх.: АТ (Личная учетная карточка; Л. д. М.С. Хижнякова); РО б-ки СТД СПб. (Л. д. М.С. Хижнякова). Сбоева, С. Хижняков М.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 755-756.