Вернуться
Мамаева Нина Васильевна, актриса
Мамаева Нина Васильевна, актриса
Персоналия
Мамаева Нина Васильевна
Годы жизни
08.08.1923, Омск - 14.08.2001, Санкт-Петербург, похоронена на Литераторских мостках Волковского кладб.
Вид деятельности
Звание
Заслуженная артистка РСФСР (1958), народная артистка РСФСР (1968), народная артистка СССР (1982)
Период работы в театре
Биография
В Новосибирске, куда переехала семья, Мамаева посещала драматический кружок Дома художественного воспитания детей. Там сыграла Лизу в «Горе от ума». Во время войны, работая на оборонном заводе, познакомилась с И.И. Соллертинским, который стал ее «крестным отцом» в театре. По его совету и рекомендации Мамаева поступила в ЛГТИ в 1942 в Новосибирске, вернувшись вместе с институтом в Ленинград, окончила его в 1946 (класс Л.Ф. Макарьева). Начало актерской жизни — в ТЮЗе в 1946. Здесь сыграны роли Джульетты (1948), Вики («Аттестат зрелости», 1949), Ани («Вишневый сад», 1950), Люси («Ее друзья», 1950), Наташи («Дневник Наташи Соколовой», 1953), Луизы («Коварство и любовь», 1953). Главная тема актрисы — лирические переживания современницы и ее гражданский темперамент. Она стремилась создать на сцене идеальный образ такой современницы. Ее героини — хрупкие, светлые, как сама актриса, стойкие, самоотверженные: «Характер этот был задан драматургами и обстоятельствами времени, вернее, книжными, газетными представлениями о том, какими они должны быть» (Портреты актеров. Л., 1971. С. 50. — Э. Капитайкин). Тюзовский период накрепко связал актрису с установками советской эпохи и ее идеологией. «Я тогда каждый вечер шла в театр, как идет учительница в школу», — говорила актриса (см.: Там же. С. 53). В 1954 приглашена в АТ Г. Козинцевым, который в это время ставил «Гамлета» и увидел в ней «свою» Офелию. Роль показала, на что способна молодая актриса. Офелию сравнивали с образами полотен Вермеера Дельфтского. Наряду с Полонием в исполнении Ю. Толубеева, Офелия Мамаевой была достижением спектакля. И. Соловьева писала, что Мамаевой присущи глубина философского истолкования роли, убедительность актерского мышления (см.: Театр. 1956. № 3. С. 90). В АТ актриса сыграла несколько значительных ролей, являлась ведущей актрисой театра, исполнительницей ролей классического репертуара. Это Нина Заречная, Лиза Кисельникова («Пучина»), Линда («Смерть коммивояжера»). Нину Заречную Мамаева играла на подъеме — ее героиня выстояла, победила. В таком духе звучал заключительный монолог Нины. В сп. «Добрый человек из Сычуани», в традиции русской актерской школы, в соответствии с собственным лирико-героическим темпераментом, Мамаева играла Шен Те-жертву, целиком оправдывая ее. Б. Зингерман писал: «Открытый лиризм Мамаевой, ее агрессивная чистота и искренность в других ролях иногда кажутся отвлеченными и нарочитыми, пьесе Брехта, как в свое время и шекспировской Офелии, ее дарование пришлось как раз в пору» (Театр. 1962. № 11. С. 109). Ее Лизанька в «Пучине» — сама слабость, жизненные испытания требуют от нее напряжения всех душевных и физических сил. Она оказывается на перепутье, где либо нищета, либо позор. С мужеством своих «тюзовских» девушек героиня Мамаевой берет на себя ответственность за всех униженных и оскорбленных в этой семье. Лиризм, доведенный до неврастеничности и одновременно до сатиры, проявился в одной из самых значительных работ Мамаевой — Полине в «Игроке». Голос, манера, движение и жест — все было непохожим на прежние, в конечном счете положительные сценические создания актрисы. Полина — натура противоречивая, экзальтированная, страстная и бесшабашная. Но удач, подобных той, что принес сп. «Игрок», на долю Мамаевой выпало немного. В АТ актриса, особенно в 1970–1980-е, оставалась не у дел. Темперамент (героика страдания), голос (звенящие, патетические интонации) Мамаевой рассчитаны на главные роли, которых ей после Шен Те, Антигоны (не вполне удавшейся), Марии (в одноименной пьесе А. Салынского) не доставалось. Попытками перейти совсем к другим краскам, в другом амплуа были роли вульгарной Кукушкиной в «Доходном месте» и формалистки Горбанюк («Дело, которому ты служишь»). Другие роли: Леонора («Заговор Фиеско»), Лиза («Дворянское гнездо»), Настя («На дне»), Бармина («Человек и глобус»), Манилова («Похождения Чичикова, или Мёртвые души»), Тартальона («Зеленая птичка»), Ксантиппа («Беседы с Сократом»), Халида («Тринадцатый председатель») Соч.: Актерское счастье // Театр. 1961. № 3. С. 52–56. Лит.: ТЭ; СПбГАТИ СИ. С. 213; Репертуар АТ (ук.); Беньяш Р.М. С верой в человека: Рассказы о творческом пути // Веч. Ленинград. 1954. 18 нояб.; Персидская О. Нина Мамаева // Театр и жизнь. Л.; М. 1957. С. 247– 256; Львов-Анохин Б. Мамаева–Полина // Театр. Ленинград. 1957. 41. С. 10–11; Песочинская Н. Два человека из Сычуани // Ленингр. правда. 1962. 31 авг.; Капитайкин Э. Нина Мамаева // Портреты актеров. Л., 1971. С. 48–68; Марченко Т. Школа жизни // Сов. культура. 1983. 12 июня. С. 5; Шах-Азизова Т. Не судьба? // ПТЖ. 1993. № 1. С. 15; Макарова Г. Тайна актрисы // С-Петерб. панорама. 1993. № 8. С. 18–19; Некр.: СПбВед. 2001. 16 авг. С. 2. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 1-с. Д. 45. Горфункель, Е. Мамаева Н.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 446.