Окончил в 1957 Ленинградский государственный театральный институт (класс Б.В. Зона). Будучи студентом, принимал участие в массовых сценах в качестве «разового артиста».
Мастер острой и точной лаконичной пластики, сложного психологического рисунка, глубоких философских акцентов. Ему были доступны «лирика и патетика, комедийность и драматизм, характерность и публицистичность» (Ленинградская правда. 1967. 22 июля. — Н. Песочинская). Актер излучал «какую-то солнечную энергию» (АРС. Тематический вып. № 1: Александринский — Пушкинский — Александринский. 1995. С. 84. — Т. Марченко). Исповеднический тон сочетался в его творчестве с артистическим блеском, интеллектуальное начало — с импульсивностью.
В АТ сыграл более 60 ролей и создал галерею незаурядных героев. В Поэте-Родионове («Болдинская осень») пленяли «живой насмешливый ум», пластика — «порывистая и изящная, нервная и беззаботная» одновременно (ЛГ. 1969. 3 дек. — Л. Обухова), резкая мимика, пылкость и молниеносность реакций. Образ ткался из «летящих улыбок и отрывистого смеха, из по-кошачьи гибких линий тела и неожиданных свободных поз, больше в молчании, чем в слове» (АРС. Тематический вып. № 1: Александринский — Пушкинский — Александринский. 1995. С. 84. — Т. Марченко).
В Пушкине Родионова все талантливо: «вспышки гнева, меланхолия, озорство, ненависть» (Лит. Россия. 1970. 9 янв. С. 14. — А. Кравцов). Он был «пылкий, стремительный, импульсивный, с мгновенными реакциями, с летящими движениями. Язвительный и нежный. Озорной. Страдающий. Ищущий» (Труд. 1970. 7 июля. — В. Левитина).
Тиль («Легенда об Уленшпигеле») Родионова отличался тонкой духовной организацией, полетностью пластики. «Гибкий, словно парящий в воздухе, мятущийся и стремительный в своем красном одеянии», он был «подобен вспыхивающему пламени» (Ленингр. правда. 1971. 16 мая. — Я. Кисельгоф). Его «тонкому, нервному, взрывному» (АРС. Тематический вып. № 1: Александринский — Пушкинский — Александринский. 1995. С. 85. — Т. Марченко)
Лопахину были свойственны артистизм и душевный надлом, дающий о себе знать даже в минуту торжества героя. Тема талантливой личности ярко прозвучала и в ролях современников: Лялина («Друзья и годы») и легкого, веселого, общительного журналиста Неспанова («Справедливость — мое ремесло») и др.
В роли Александра («Обыкновенная история») Родионов раскрылся как актер характерный, умеющий представлять образ разными психологическими гранями, а также мастером образа-маски и гротеска. В финале этот герой выглядел «злым картонным паяцем» (Веч. Ленинград. 1965. 5 нояб. — Ю. Головашенко).
Снимался в кино и телевизионных фильмах: «Неоконченная повесть», «Михаил Ломоносов», «Отцы и дети», «Пока жив человек», «Капитан Немо», «Ринг», «Дети Ванюшина», «Два брата», «Баллада о коммунизме» и др. (более 70 ролей, в т.ч. — озвучивание). Работал на радио и телевидении. Участвовал в концертах театра «Родом из блокады».
Другие роли: Василий («Сонет Петрарки»), Илья Солнышкин («Дальняя дорога»), Павлик Тучков («Годы странствий»), Бернард («Смерть коммивояжера»), Илья («Походный марш») Роман Безенчук («Двенадцатый час»), Андрей («Весенние скрипки»), Гарвей («Бегущая по волнам»), Толя («Цветы живые»), Саша («По московскому времени»), Алексей Вязьмин («Все остается людям»), герцог («Маленькие трагедии»), Алексей Журбин («Семья Журбиных»), Максим («Чти отца своего»), Иван Позднышев («Между ливнями»), Жан Мермоз («Жизнь Сент-Экзюпери»), наследный принц Тосканы («Рембрандт»), Челознов («Веранда в лесу»), Радневский («Час пик»), Швабрин («Капитанская дочка»), Ней, Багратион («Фельдмаршал Кутузов»), Дульский («Мораль пани Дульской»).
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 220; Репертуар АТ (ук.); Гребенщиков А. Оглянись на себя, человек // Ленингр. правда. 1969. 19 марта; Некр.: СПбВед. 2003. 11 нояб.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4-с. Д. 140; АТ (Л. д. Ю.С. Родионова).
Мальцева, О. Родионов Ю.С. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 597-598.
Читать далее