Настоящая фамилия Гурвич.
Окончил в 1955 Ленинградский государственный театральный институт (класс Е.К. Лепковской). В 1956–1959 годы работал в Малом драматическом театре. В 1959 перешел в Театр им. В.Ф. Комиссаржевской. Наиболее значительная роль этого периода — Ричард («Иду на грозу»). В июне 1966 поступил в Театр им. Ленинского комсомола (Л). Принципиально важной в творческой судьбе артиста стала роль Николая Островского («Девятая симфония»). Почти все отзывы об игре Катанского относятся к ранним годам актерской жизни, преимущественно именно к образу Островского. Актер привлек внимание критики и зрителей своей нервной энергией, способностью передать душевное горение.
С 1968 жизнь Катанского связана почти на 30 лет с АТ, куда он пришел уже сложившимся мастером, сыграл здесь около 25 ролей в классическом и современном репертуаре. Дебютировал в роли Жадова («Доходное место»), в ней проявилась свойственная артисту страстность, склонность к публицистическому высказыванию. В параллель с Ю. Родионовым Катанский играл роль Пушкина в «Болдинской осени». Со временем романтическая линия в творчестве Катанского почти прервалась, сменившись линией сатирической, отчасти гротескной. Большинству его героев 1970–1980 свойственна ожесточенность, озлобленность: Гобсек («Отец Горио»), король Филипп («Легенда об Уленшпигеле»).
Особое внимание Катанский уделял острому пластическому рисунку. Испанский деспот Филипп появлялся на сцене каким-то скрюченным, перекошенным, придавленным к земле. Со временем артист стал саркастичен, насмешлив: князь («Дядюшкин сон»), Дульский («Мораль пани Дульской»). Хотя иногда гротескность не исключала сочувствия к герою. Князь из повести Ф. М. Достоевского мог смотреть на мир бессмысленным взглядом, еле передвигаться на негнущихся ногах, с трудом выговаривать слова, но в конечном счете он вызывал сочувствие своей беззащитностью и одиночеством. Манере Катанского была свойственна большая резкость, экспрессивность, условность пластического рисунка, чем было принято на академической сцене.
Режиссеры привлекали его к постановке, когда требовалось изобразить интеллектуала, человека странного или нац. характерность: Вернер («Monsieur Жорж. Русская драма»), Зиновьев («Вожди»), Венгерович («Платонов»), башкирец, юродивый («Капитанская дочка»). Тонкий, весь как бы состоящий из острых углов, с горящими глазами, он выделялся среди коллег, хотя иногда ему приходилось дублировать александринских актеров в традиционной политизированной продукции 1980-х, например, И.П. Дмитриева в «Тринадцатом председателе» (Сагадеев).
В 1994 Катанский был представлен к званию з. а. России (по сравнению с др. его сверстниками достаточно поздно), однако, покинув АТ, он его так и не получил.
Др. роли: Гуга («Унтиловск»), Мелет («Беседы с Сократом»), Юра («Одни без ангелов»), Неспанов («Справедливость — мое ремесло»), Цветков («Человек и глобус»), Огибалов («Иней на стогах»), Жан Мермоз («Жизнь Сент-Экзюпери»), Герреро («Аэропорт»), Гросе («Мелодия для павлина»), Автор («Час пик»), Петерсон («Высшая мера»), Вильсон («Фельдмаршал Кутузов»), Гнеушев («Торможение в небесах»), Князь Олег («Александр Невский»), Врач («Любовь, джаз и черт»), Леонато («Много шуму из ничего»), Виктор Петрович и Аркадий Николаевич («Из жизни деловой женщины»).
Лит. СПбГАТИ СИ. С. 219; Репертуар АТ (ук.); Ростислав Катанский: (Творчество молодых) // Театр. Ленинград. 1964. № 14. С. 6–7; Песочинская Н. Рядом с актерами // ТЖ. 1968. № 16. С. 26–27; Макарова Г. Стремление к истине // Веч. Ленинград. 1972. 16 февр.; Зубков Ю. Весна всегда с метелями // ТЖ. 1979. № 9. С. 10–11.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 4-с. Д. 9.
Соколинский, Е. Катанский Р.А. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 344-345.
Читать далее