Родился в семье служащих. В 1961 окончил ЛГТИ (класс Б.В. Зона), тогда же дебютировал в Театре имени Ленсовета, где вскоре занял одно из ведущих мест. Исполнительская манера Дьячкова часто не совпадала с музыкально-развлекательной режиссурой И. Владимирова, но психологически сложные, идейно напряженные роли он играл глубоко, представляя в театре интеллектуальное современное актерское искусство 1960–1970-х. Лучшие работы на этой сцене: Венька Малышев в «Жестокости» и Раскольников в инсценировке «Преступления и наказания».
Свое особое место в истории театра подчеркнул исполнением роли инженера Чешкова в первой советской производственной пьесе «Человек со стороны». Чешков, сыгранный с присущим актеру обаянием однообразия, был человеком честности в фальшивой реальности социализма.
В 1984–1986 Дьячков актер киностудии «Ленфильм», затем АТ. На этой сцене, которая стала для актера не домом, а только пристанищем после разрыва с Театром имени Ленсовета в 1988, он создал образ Сталина в спектакле-диспуте на злобу дня и перестроечные темы «Вожди» (1989).
Кино и телевидение восполняли для Дьячкова недостаток достойных ролей в театральном репертуаре. Снимаясь в кино (более 30 фильмов), Дьячков воплощал образы душевно богатых, т.н. «тихих», но думающих и страдающих людей советского времени, часто обделенных судьбой, как сам актер, трагически ушедший из жизни, или «рассерженных» до отчаяния на эпоху и время, правдолюбцев или лирических мечтателей: летчик Митя («Крылья»), Петр («Ты и я»), Костя («Похождения зубного врача»), Черников («Премия»), следователь («Фокусник»), Охрим («Гори, гори, моя звезда»). В телеспектакле «Мертвые души» он сыграл, как говорили, «всего Гоголя» в одной роли Ведущего. П.П. Громов после этой роли назвал Дьячкова актером «глубоко национальным», актером, к переживанию «как-то неприметно» подключающим систему представления (Написанное и ненаписанное. М., 1994. С. 143).
Др. роли: в Театре им. Ленсовета — Мещеряков («Ковалева из провинции»), Люченцио («Укрощение строптивой»), Игорь Николаевич («Пятый десяток»); в АТ — Генрих («Фельдмаршал Кутузов»), Савва («Александр Невский»), Слепой («Мать Иисуса»), Мотовилов («Маков цвет»).
Соч.: Маршрут, который начертал в молодости // Аврора. 1980. № 9. С. 137–143; Вторая попытка // ПТЖ. 1996. № 10. С. 103; Творческий дневник // Учить Служению: Дневники Б.В. Зона. СПб., 2014. С. 415–426.
Лит.: СПбГАТИ СИ. С. 222; Репертуар АТ (ук.); Смирнов-Несвицкий Ю.А. Ключ к образу. Л., 1970. С. 88–91; Он же. Всегда на пределе // ТЖ. 1972. № 14. С. 25–28; Владимиров С.В. Драма. Режиссер. Спектакль. Л., 1976. С. 152–155; Ильина М. Леонид Дьячков // Актеры сов. кино. Вып. 13. М., 1977. С. 80–98; Заболотняя М. Огонь за пазухой // Час пик. 1996. 13 янв. С. 3; Она же. Памяти Леонида Дьячкова // Моск. наблюдатель. 1996. № 1–2. С. 88; Березина Е. Смерть «Чешкова» // Огонек. 1996. № 45. С. 28; Рецептер В.Э. Зап. театр. отщепенца. СПб., 2005. С. 469–475.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 6-с. Д. 79.
Забозлаева, Т., Горфункель, Е. Дьячков Л.Н. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 273.
Читать далее