Окончила в 1998 СПбГАТИ (класс А.С. Шведерского). Во время учебы играла Любовь Гордеевну в сп. «Бедность не порок» на Малой сцене АТ. Противовес шумному, поющему и пляшущему, миру дома Торцовых создавал дуэт Ковальчук и ее однокурсника С.Б. Горобченко, игравшего Митю: «Их юношеская свежесть и профессиональная стеснительность составляют трогательную, утрированно разыгрываемую гамму… ухаживания без прикосновений» (Культура. 1998. № 3. С. 12. — А. Свободин).
После окончания обучения Ковальчук была принята в Театр им. Ленсовета, где служит по настоящее время, являясь одной из ведущих актрис. В творческой биографии Ковальчук немало ролей роковых женщин, среди которых до недавнего времени наиболее яркими оставались Лилит («Кровать для троих») и Анна («Каренин. Анна. Вронский»). Однако сотрудничество Ковальчук с режиссером Ю. Бутусовым (Наталья Петровна в «Все мы прекрасные люди», Наташа в «Трех сестрах», Агафья Тихоновна в «Город. Женитьба. Гоголь») раскрыло ее талант совершенно по-новому: «актриса как будто нашла в спектаклях Бутусова свой способ изумительно лукавой лирико-персонажной игры» (ПТЖ. 2015. № 3. С. 73. — М. Дмитревская).
Ковальчук известна как исполнительница роли следователя Марии Швецовой в телесериале «Тайны следствия», который снимается с 2001. Среди ролей Ковальчук в кино выделяются Маргарита («Мастер и Маргарита», 2005) и Софья Федоровна Колчак («Адмиралъ», 2008).
Лит: СПбГАТИ СИ. С. 281; Репертуар АТ (ук.); Тропп Е. Две Анны // ПТЖ. 2006. № 1. С. 46–49; Я — пластилин / Беседу ведет Л. Филатова // ПТЖ. 2007. № 2. С. 107–110; Москвина Т. Нормальная женщина? // Время культуры. Петербург. 2014. № 1. С. 68–72; После работы с Бутусовым я др. человек / Записала О. Варганова // Время культуры, Петербург. 2014. № 1. С. 72–75.
Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 85-с. Д. 128.
Филиппова, С. Ковальчук А.Л. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 356.