Вернуться
Марков Александр Владимирович, артист, педагог
Марков Александр Владимирович, артист, педагог
Персоналия
Марков Александр Владимирович
Годы жизни
27.12.1952, Ростов-на-Дону - 23.09.2013, Киев, похоронен в Петербурге на Серафимовском кладб.
Вид деятельности
Артист, педагог
Период работы в театре
01.01.1977 — 1981, 10.01.1986 — 04.09.1990
Биография
Жена - артистка В.К. Белецкая. Окончил в 1975 ЛГИТМиК (класс И.О. Горбачева). В учебных спектаклях исполнял роли: Чубукова («Предложение» — в сп. «Антон Павлович Чехов шутит»), Шекспира («Смуглая леди сонетов»), Третьякова («Дом окнами в поле»). В конце 1971 впервые вышел на сцену АТ в роли Пети («Одни, без ангелов»). В 1975–1976 служил в Ростовском-на-Дону драматическом театре им. М. Горького, роли: Павлик («Валентин и Валентина»), Митька Коршунов («Тихий Дон»), доктор Айболит («Доктор Айболит»), Джимми («Трехгрошовая опера»), Сёмин («Четыре капли»). В АТ Марков выступал в небольших, вторых и главных ролях. С первых лет службы актера отличала широта творческих возможностей. Среди его ролей были: один из комедиантов и суфлер («Зеленая птичка»), поэт («Справедливость — мое ремесло»), стражник («Рембрандт»), лейтенант Мищенко («Ивушка неплакучая»), Боркин («Иванов»), Павел Сергеевич Черваков («Унтиловск»), оператор фильма («„А существует ли любовь?“ — спрашивают пожарные»), Лагунов («Высшая мера»), Максим Вологжин («Живи и помни»), Мелузов («Таланты и поклонники»). «Нечто „дьявольское“ чудится в этой тощей, по-змеиному гибкой фигуре в темном одеянии, с бледным лицом и лихорадочно горящими глазами, — так характеризовала Червакова–М. критика. — Когда-то несправедливо осужденный, сосланный в этот богом забытый Унтиловск, озлобленный на весь мир, ни во что святое не верящий, он ненавидит всех и все. Его единственной „святыней“ была и есть незаглушаемая любовь к Раисе. И недаром только в сцене с ней Черваков искренен, правдив, незлобен, где-то до отчаяния не защищен» (Театр. Ленинград. 1979. № 19. С. 9). С 1981 входил в труппу Театра им. Ленинского комсомола (Л). Роли 2-го периода работы в АТ: Аким («Власть тьмы»), Егор, крестьянин-партизан («Фельдмаршал Кутузов»), Сирано де Бержерак («Сирано де Бержерак»), Джордж («В будущем году, в то же время…»), король («Первый бал Золушки»), Плужников («Вожди»), 1-й посол («Сказка про любовь»), Колчин и Игнат («Ночь в купе»), Кутейкин («Недоросль»). В сп. «Сирано де Бержерак» неожиданно «среди поставленных велеречивых голосов появляется другой голос», — отмечалось в рецензии. «Глуховатый, необработанный. Слова спонтанно рождаются и льются, незаметно преодолевая барьеры строк, рифм и стихотворного размера. То же самое можно сказать и о знаменитой дуэли в стихах. Актер не стремится показать процесс творчества. Ритм баллады разрушен паузами, возникающими во время выпадов, выбивания рапиры у противника, сближения лицом к лицу и т. д. Марков играет сдержанного человека, загнавшего свои чувства глубоко внутрь себя. Стремления переиграть собственную судьбу, сделать ее счастливой в нем нет. Он просто готов достойно принять все ее удары… Актерские усилия направлены на то, чтобы самому не превратиться в мертвый аксессуар неживого спектакля. Маркову это удается — он живой человек на сцене. Но что при этом происходит с его ролью, с Сирано Ростана? Марков поэта, протестанта, храбреца, почти титана делает человеком порядочным, искренним, страдающим, интеллигентным, именно человеком, а не героем… Бессилие физическое и душевное открылось как неизбежность, с которой ни Сирано, ни актер ничего не могут поделать. Сирано умирает, а Марков не произносит его автоэпитафию» (Искусство Ленинграда. 1990. № 11. С. 22, 23, 24, 26. — Е. Тропп). В 1992 Марков открыл совместно с В.К. Белецкой драматический театр «Русские ночи» и Школу искусства театра; в 1993 событием в театральной жизни Петербурга стал сп. «Москва. Моление о чаше» (реж. Г.М. Козлов, Он — Марков, Она — Белецкая). Соч.: На путях к успеху: Репортаж с Одесской киностудии // Сов. экран. 1979. № 12. С. 12–13; Средь мрака ненастного верьте чудесной звезде вдохновения… // Диалог. 1996. № 10. С. 86–91; Хороший актер не лжет: Об одной «методике» в театр. образовании // Балтийские сезоны. 2003. № 7. С. 91–92. Лит.: СПБГАТИ СИ. С. 241; Полякова Е. Чем живы? // Театр. 1988. № 4. С. 43–46; Алексеева Е. Не хочу быть крепостным! // Час пик. 1990. 30 июля. С. 7; Алексеева Е. Вслед за Сирано // Экран и сцена. 1990. № 41. С. 5; Крижанская Д. О мокром снеге, пользе неучастия и украденной жизни // ПТЖ. 1992. № 0. С. 37–39; Кобец Ю. «Вот опять окно…»: «Москва. Моление о чаше» Л. Тимофеева. Театр «Русские ночи», Санкт-Петербург // Театр. 1993. № 2. С. 61–65; Вестергольм Л. 17–37–49– 85: Физиология Петербурга // ПТЖ. 1993. № 1. С. 66–67; Дмитревская М. Памяти Владимира Маркова // ПТЖ. 1996. № 10. С. 114–115; Тропп Е. «Изгнанники, скитальцы и поэты»: (Сирано де Бержерак конца века) // ПТЖ. 2001. № 24. С. 33–40. Сагальчик А. Моя потеря // ПТЖ. 2002. № 28. С. 43–44. Арх.: РГИСИ. Ф. 352. Оп. 33-с. Д. 127; АТ (Л. д. А В. Маркова; Лицевые счета нештатных сотрудников театра. 1976). Сбоева, С. Марков А.В. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 448-449.