Персоналии
Шаповаленко Николай Петрович, артист
Шаповаленко Николай Петрович, артист
Персоналия
Шаповаленко Николай Петрович
Годы жизни
09.05(21).1860 - 29.10.1923
Вид деятельности
Звание
Заслуженный артист академических театров (1919)
Период работы в театре
1870 — 1871,1880 — 1923
Биография
Награжден медалью «За усердную службу» (1901), Герой Труда (1923). Происходил из театральной семьи. Отец П.П. Шаповаленко (по сцене Болотников) был актером, затем суфлером АТ; мать А.Д. Болотникова, актриса на амплуа комических старух, играла в различных антрепризах с К.А. Варламовым, М.М. Петипа, О.А. Правдиным. В 10 лет родители отдали Шаповаленко в петербургское императорское Театральное училище. Воспитанником играл в АТ роли подростков — Егорушка («Бедность не порок»). В АТ был занят в выходных и эпизодических ролях. Изучал игру корифеев, и достижения Шаповаленко были отмечены: «В провинции, во время былых великопостных турне, он не мог пожаловаться, что его не ценят. Такие „театральные“ города, как Киев, Харьков, Одесса, где Николай Петрович большей частью выступал в „давыдовском“ репертуаре, всегда отдавали должное его бесспорному таланту» (Бирюч. 1919. Сб. 1. С. 171. — И.Р. [И.С. Розенберг]). Только в начале 1890-х в связи с болезнью и смертью Н.И. Арди к Шаповаленко перешло несколько ролей, позволивших показать свои возможности на сцене АТ. Первые же из них — странник Паисий («Чародейка») и Кутейкин («Недоросль») — решили судьбу актера. Роль старого повара («Плоды просвещения») стала его подлинным триумфом. Шаповаленко считали незаменимым в длинном ряду ролей. Ему были подвластны разные жанры. С годами он переходил из одного амплуа в другое, в том числе в одной и той же пьесе. В «Лесе», например, Шаповаленко начал с роли подростка Тереньки, затем играл Петра и, наконец, Аркашку Счастливцева. Исполнителя этой роли, равного Шаповаленко, по мнению Н.Н. Ходотова, в АТ не было (см.: Ходотов. С. 232). В спектакле «Бедность не порок» он выходил на сцену в ролях Егорушки, Разлюляева, Коршунова, Любима Торцова, демонстрируя в последней уже не комическое, а драматическое дарование. Лучшими работами Шаповаленко были признаны также Белогубов («Доходное место»), Елеся («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Добчинский («Ревизор»), Сёмка («Хрущевские помещики»), Робинзон («Бесприданница»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Нароков («Таланты и поклонники»), могильщик («Гамлет, принц Датский»), Недоросков и Оброшенов («Шутники»), Барабошев («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Чугунов («Волки и овцы»). Шаповаленко «прекрасно танцевал, пел комические партии в водевилях и оперетках и, никогда не шаржируя, умел заставить зрителя смеяться полным смехом» (Театр. 1923. No 6. С. 12. — Ю. Корвин-Круковский). Он знал секреты исполнения водевилей старинных и новых, с постоянным успехом играл в постановках «Дочь русского актера», «Простушка и воспитанная», «Цирюльник на Песках», «Ворона в павлиньих перьях», «Лев Гурыч Синичкин», «Степик и Манюрочка», «Из любви к искусству», «Чашка чаю» и мн. др. Шаповаленко продолжал выступать в провинции, участвуя в поездках актеров императорских, позже академических театров. Редкая органичность, заразительная веселость, искренность, тяга к самостоятельности в индивидуализации типов были общепризнанными достоинствами этого актера. Другие роли: Г. N. и князь Тугоуховский («Горе от ума»), шут («Василиса Мелентьева»), скоморох («Чародейка»), граф Зефиров («Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка»), Емеля («Простушка и воспитанная»), шут («Смерть Иоанна Грозного»), Косых («Иванов»), музыкант-немец («Идиот»), Флейта и Тизби («Сон в летнюю ночь»), Шмага («Без вины виноватые»), Чубуков («Предложение»), Везине и Тардиво («Соломенная шляпка»), Шалло («Виндзорские проказницы»), Фирс («Вишневый сад»), Попугайчиков <«Веселые расплюевские дни» («Смерть Тарелкина»)>, Перчихин («Мещане»), Лука («Лекарь поневоле»), Автоном («Холопы»), 3-й мужик («Плоды просвещения»), Ферапонт («Три сестры»), Костылев («На дне»), Чезюбл («Как важно быть серьезным»). Лит.: Гнедич. С. 6, 11, 21, 23, 29, 32, 33, 35, 38, 39, 41–43, 45, 47–49, 52, 54, 55, 59, 60; Репертуар АТ (ук.); Хроника // ТиИ. 1906. No 1. С. 2; Н.П. Шаповаленко // Вест. работников иск-в. 1924. No 1–2. С. 167; Малютин Я. Актеры моего поколения. Л.; М. , 1959. С. 304–322; Альтшуллер. Театр... (ук.); Золотницкий. Акад. театры... (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 1175. Сбоева, С. Шаповаленко Н.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 786.