Вернуться
Пантелеев Александр Петрович, артист, кинорежиссер, театральный педагог
Пантелеев Александр Петрович, артист, кинорежиссер, театральный педагог
Персоналия
Пантелеев Александр Петрович
Годы жизни
14(26).07.1872 (по др. свед. 1874), Новочеркасск - окт. 1948, Ленинград
Вид деятельности
Артист, кинорежиссер, театральный педагог
Звание
Герой Труда (1933)
Период работы в театре
01.09.1896 — 1924, 1926
Биография
Награжден орденом Св. Станислава III ст. (1915). Окончил в 1896 Драматические курсы петербургского императорского Театрального училища (класс П.Д. Ленского). Начав выступать в АТ с выходных, эпизодических и небольших ролей, Пантелеев постепенно перешел ко вторым ролям. К основным относились: Леонардо и Тубал («Венецианский купец»), Фортинбрас («Гамлет, принц Датский»), Пуговицын, Земляника, Гибнер, Люлюков, Абдулин, Добчинский, Растаковский («Ревизор»), Тришка, портной («Недоросль»), Глеб Меркулыч и Мухояров («Правда — хорошо, а счастье лучше»), Бек и Щебнев («Свадьба Кречинского»), Стропилин («Волки и овцы»), Флеран («Мнимый больной»), 2-й мужик и Яков («Плоды просвещения»), Салай Салтаныч («Последняя жертва»), Карп и Восмибратов («Лес»), Бурав и Лев («Сон в летнюю ночь»), Г. D. («Горе от ума»), Омега («Дело»), Тавридо («Соломенная шляпка»), Велигласный («Смерть Пазухина»), Малюта Скуратов («Василиса Мелентьева»), дон Диего («Благочестивая Марта»), Епиходов («Вишневый сад»), Епишкин («Не было ни гроша, да вдруг алтын»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), князь Шуйский («Смерть Иоанна Грозного»), Дымба («Свадьба»), Оргон («Тартюф»), Келлерман («Старый Гейдельберг»), Биркин («Козьма Захарьич Минин, Сухорук»). В первое десятилетие работы мало какая пьеса в АТ шла без его участия. Со временем число новых и проходных ролей актера уменьшалось. После 1917 среди ролей Пантелеева были: Робинзон («Бесприданница»), Антонио и Бартоло («Безумный день, или Женитьба Фигаро»), Живец («Дело»), Клещ («На дне»), вновь Салай Салтаныч («Последняя жертва»), Панкратыч («Мужичок»), Земляника и Хлопов («Ревизор»), Андрей Петрович Луп-Клешнин («Царь Федор Иоаннович»), Иван Силыч Бородавка («Каширская старина»), Александров («Живой труп»), Любим Торцов («Бедность не порок»), Клочков («Сестры Кедровы»), Тихон («Гроза», в очередь с Н.Н. Ходотовым), Бен Акиба («Уриэль Акоста»), Архип («Грех да беда на кого не живет»), учитель музыки («Мещанин во дворянстве»), граф фон Бреммер («Авантюрист», в очередь с К.Н. Яковлевым), Федулов («Пугачевщина»). Входил в число первых русских кинорежиссеров, стал главным режиссером крупнейшей в дореволюционном Петербурге фирме «Русское кинодело» и зачинателем советского кинематографа. С 1919 по 1921 преподавал в Школе экранного искусства, позднее Петроградском институте экранного искусства. Среди художественных картин Пантелеева: «Уплотнение» — один из первых сов. игровых фильмов (1918, совм. с Н.Х. Пашковским и А.И. Долиновым, сценарист А.В. Луначарский), «Скорбь бесконечная» (1922), «Чудотворец» (1922), «Отец Серафим» (1922), «Сказ о том, как лапотники в разум вошли» (1922), «За власть Советов» (1923), «Ленинградский инвалид» (1925), «Песнь тундры» (1926). С 1927 актер передвижных театров Ленинграда, в 1930-е участвовал в создании научно-популярных фильмов. Соч.: На Александринской сцене // ТЖ. 1960. № 3. С. 28–29. Лит.: Репертуар АТ (ук.); Награждения // Речь. 1915. 24 марта. С. 4; Эфрос Н. Спектакль Александринских артистов // Рус. вед. 1916. 10 мая. С. 5; Гловацкий Б. У истоков // Иск-во кино. 1966. № 11. С. 5–13; Золотницкий. Акад. театры… (ук.). Арх.: РГИА. Ф. 497. Оп. 13. Д. 785. Сбоева, С. Пантелеев А.П. // Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры, режиссеры : энциклопедия... — Санкт-Петербург : Балтийские сезоны, 2020. — С. 537-538.